Юрий Иванович Лотарев: «Нужно, чтобы парк вошел в город, а не город - в парк»

/ Социум / Пресс-служба администрации Раменского г.о.

 (photo: )

О переменах, которые в ближайшее время могут произойти в центре Раменского, порталу «Мой округ» в рубрике «Один вопрос» рассказал главный архитектор Раменского городского округа Юрий Иванович Лотарев. Как может измениться центр нашего любимого города, если идея будет воплощена в жизнь? Читайте и узнаете!

- Юрии Иванович, мы сейчас находимся в точке пересечения парка с ул. Первомайская. Здесь, за забором, будет усадьба Раменское, а с другой стороны сразу начинается проезжая часть. Что-то будет меняться?
- Проезжая часть, она же улица Первомайская – это как раз древняя дорога к Усадьбе. В планах – сделать эту зону пешеходной, то есть развести пешеходный и транспортный потоки. В проекте предусмотрено, что дорога вернется в свою троссировку 17 века, то есть сместится в сторону Лабораторного корпуса.
- А что было раньше на этой территории?
- Если основываться на историко-культурном опорном плане, а это довольно серьезный труд, то здесь был каскад болот, река Зинка, урочище Волково. То есть, если мы говорим о современном парке, здесь был охотничий дом - то, что называют усадьбой – и, более-менее, нынешнее болото Чернавка. То, что сейчас парком называется, было нерегулярной английской планировкой, трассировкой аллей и переходящим в урочище зверинцем. По сути дела, это были охотничьи угодья.
- Как же получилось, что охотничий дом назвали усадьбой?
- Мы основываемся на том, что имя собственное у этого охотничьего дома – усадьба. Хотя коллеги в соответствующих структурах всегда интересуются: «А где усадьба-то?». Мы ничего не можем на этот вопрос ответить, потому что насчет усадеб существует определенный стереотип – Архангельское, Кусково, Царицыно. Но ничего такого здесь не было. Был небольшой охотничий дом, который можно отнести к этому типу застройки 19 века, который сгорел в 20-х годах.
- А где конкретно находился этот дом?
- Он был там, где сейчас растет лиственница, которой более ста лет. Дело в том, что Борисоглебская церковь была родовой и в непосредственной близости от нее стояло это сооружение. С большой долей вероятности могу утверждать, что домик размещался на месте этой звонницы, потому что тот материал, который есть у нас, как раз позволяет вычислить место с ориентиром на эту лиственницу. В 20-х годах это здание сгорело, и мы его потеряли в градостроительном смысле. Если проводить аналогию со стоматологической клиникой, то у нас выпал зуб в центре города, он сгнил и от него метастаза до сих пор чадит и все здоровое, среда в виде парка, храма и озера его держит. После реконструкции здоровой части города: парка, озера и площади Победы мы еще увидим этот контраст.
- Диагноз поставлен, как это вылечить? Есть ли какие-то идеи на этот счет?
- Ближе всего мне мысль такая – восстановление трассировки дорог 19 века, придание самой территории максимально-пешеходного значения, поскольку дорога в усадьбу была тупиковая. Дорога в Усадьбу – это то, что сейчас называется ул. Первомайская, она в усадьбу и вела. Идея очень проста, она отработана на многих городских проектах – это Соборная площадь, рекреация. Она становится любимым местом отдыха, растаскивает парковочное пространство, отделяет пешеходную зону от транспортных потоков и, надеюсь, что станет любимым местом горожан. Площадь будет служить не только для отдыха, поскольку предусмотрена реконструкция Лабораторного корпуса – это и музеи, и выставочные залы, то есть это и административное историческое звучание. Таким образом, создавая Соборную площадь, мы сформируем абсолютно пешеходный квартал. С одной стороны, транспорт у нас уходит в тоннель под Соборной площадью, и выезжает с другой стороны по касательной до пересечения с шоссе. Доминантой становится Соборная площадь, музей Парусникова, часовня в честь Парусникова, реплика Усадебного дома 19 века… Самое главное достоинство этой идеи – то, что у нас парк выходит за существующие границы и неким визуальным образом соединяется с благоустройством Чернавских прудов.
- А есть варианты планировки этой территории?
- Конечно, их очень много было, но они (это мое мнение, и я буду его отстаивать) были основаны на уничтожении небольшого квартала малоэтажной застройки. А я убежден, что он является ключом к созданию пешеходной зоны. То есть, этот квартал категорически нельзя трогать. Именно это и есть девиз проекта: сколько можно, столько и вернуть. Сделать это можно только одним способом – расширить границы парка, чтобы парк вошел в город, а не город - в парк.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про тоннель.
- Тоннель – это громко сказано. Дело в том, что старожилы нашего города помнят, что рядом с Борисоглебской церковью у нас находилась водонапорная башня. Есть свидетельства о том, что это была самая высокая точка в городе. Как раз в том месте находится точка, которая позволяет оценить перепад высоты от нулевой точки Борисоглебского храма по отношению к банку «ВТБ». По самым простым и примерным подсчетам перепад составляет порядка 4,5 метров. То есть, чем дальше к Новорождественскому тракту, тем ниже. Что собственно и было основой решения – сделать Соборную площадь «висячей». Благодаря такому решению повышается этажность в визуальном восприятии и, по сути дела, мы парим над частью города. Здесь можно добиться необыкновенного зрелища. Само решение очень простое в техническом смысле. То есть, если мы берем за нулевую отметку Борисоглебскую церковь и проводим некую прямую по отношению к Лабораторному корпусу, то мы попадаем ко второму этажу этого здания. Если мы отливаем Соборную площадь, то мы визуально понижаем этажность Лабораторного корпуса, что делает его менее агрессивным, и получаем то самое скрытое парковочное пространство. При этом никаких земляных работ мы не ведем, чтобы горожане не думали, что тоннель – это то, что сейчас происходит в Жуковском на улице Громова, к примеру. Нет, это пространство образуется естественным образом. Пешеходная зона пройдет по верху. И самое главное то, что горожане получат совершенно потрясающую видовую точку. Перед нами эскиз этой идеи, сейчас все это вместе можно увидеть только с квадрокоптера. Мы этого не видим, но если проект будет реализован, то такая видовая точка откроется и станет неожиданной для многих.

Записала Роза Ревина


Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.