Людмила, влюблённая в космос…

This article has photo gallery / Социум / Пресс-служба администрации Раменского г.о.

 (photo: )

Нет предела уму человека,
Он, достигнув огромных высот,
Науку и технику века
Стремительно движет вперед.
Древние люди мечтали:
Иметь ковер-самолет,
А наш человек Гагарин,
В космос свершает полет.
Это не сказка вовсе,
Это великий труд,
Это работа мозга,
Сильных и ловких рук.

Это стихотворение Людмила Логутова написала в апреле 1961 года на эмоциональном подъеме, вызванном полетом Юрия Гагарина в космос. Напомним нашим юным читателям о том, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток -1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облет планеты «Земля». Этим полетом, продолжавшимся 108 минут, мы открыли новую эру в покорении космоса.
Нам вдвойне приятно сообщить, что многие наши земляки к покорению космоса, к развитию авиации имеют прямое отношение.

«Прежде всего я поздравляю всех с замечательным праздником, с Днем космонавтики. Первый полет Гагарина в космос - это большой прорыв в развитии науки и техники. Это была большая победа нашей страны. Первые космонавты-героические люди. Они летели в неизвестность, и первыми открыли миру, что такое космос. Ликовали все жители нашей страны. Мы были на работе, кричали «Ура!», некоторые плакали от эмоций и волнения за Гагарина, потом радовались, что полет прошел нормально.
Моя жизнь с самого рождения связана с авиацией. Во время Великой Отечественной войны в Раменском районе формировались воздушно-десантные войска. Почти в каждой деревне, в каждом доме размещались десантники. В нашем маленьком старом доме в деревне Сафоново, как рассказывали родители, жили семеро совсем еще молодых ребят.
Я родилась 3 января 1942 года. Воины радовались моему появлению на свет не меньше родителей, нарядили елку. А 6 января их подняли по тревоге, и в боях с немцами они все погибли. Перед уходом бойцы попросили маму: «Назовите девочку Людмилой». Родители не могли отказать.
Мой папа, Шаронов Федор Трофимович, перед войной окончил военное училище. В войну был начальником связи на боевом аэродроме. Победу встретил в Венгрии. До 1946 года вместе со своим взводом восстанавливал связь в Венгрии. С 1946 по 1949 год семья жила в военном городке недалеко от аэродрома Кубинка. А потом папа демобилизовался, и мы вернулись в Сафоново.
В 1956 году я окончила Старковскую семилетнюю школу. Была круглой отличницей. Когда получала четверку - для меня была трагедия. После окончания школы поступила в Жуковский авиационный техникум. Учиться там мне очень нравилось. Я влюбилась в авиацию.
Занималась спортом. На третьем курсе посещала аэроклуб на базе ЛИИ по специальности «Планеры». Летала только два раза с инструктором. На 4-м курсе меня направили на преддипломную практику в ЛИИ, в экспериментальную лабораторию. Тема моего диплома: «Автомат тяги двигателя». Автором разработки был мой руководитель Виктор Александрович Проворов. Этой темой заинтересовался заслуженный летчик-испытатель Марк Галлай, он написал положительный отзыв о моем дипломе и лично присутствовал на защите. В сентябре 1960 года я вернулась в свою лабораторию. Система «Автомат тяги» была готова к экспериментальным полетам на летающей лаборатории на базе ИЛ-18. Мне в 19 лет предложили обслуживать эту аппаратуру в полете. Для этого нужно было пройти серьезную медкомиссию, прыгнуть с парашютом, сдать экзамены и получить допуск к полетам.

Первых космонавтов готовили в ЛИИ
Первых шестерых космонавтов готовили в ЛИИ. Для них были сделаны специальные космические тренажеры, на которых на земле отрабатывалась система ручного и автоматического управления космическим кораблем. В 1963 году была установлена огромная центрифуга, на ней испытывали вестибулярный аппарат человека, и огромные перегрузки в течении длительного времени. Многие не выдерживали этих испытаний и их отсеивали. Методическую работу на тренажерах возглавил заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай.
В первый отряд отобрали только 6 человек. В 1960 в ЛИИ создается экспериментальная лаборатория на базе самолета ТУ-104А для изучения действия невесомости на человека. Режимы невесомости создавались при полете самолета по параболе. Самолет набирал высоту 6 км. Делал разгон на форсаже, затем летчик брал ручку на себя, но не выше критического угла атаки, иначе будет штопор. Самолет летит 20 секунд почти вертикально, до высоты 9 км. Во время такого подъема на человека действует перегрузка, сила в 2 раза больше его веса.
Затем резкое снижение (почти полностью убирается тяга двигателя), при этом создается невесомость в течении 30 секунд, человек теряет вес, затем выход из пике до высоты 6 км, опять разгон на форсаже и снова подъем. В каждом полете было около 20 таких режимов. Смена действия больших напряжений, а затем невесомости отрицательно действует на организм человека, а также на работу двигателей и оборудования самолетов.

Проникновение в космонавтику
Леонид Александрович Китаев-Смык, которому сейчас 90 лет - академик, заслуженный испытатель космической техники, подарил мне свою книгу с автографом «Проникновение в космонавтику» 2016г. В книге описаны многие неизвестные факты о первых шагах нашей космонавтики.
Он летал во всех полетах на невесомость - отвечал за здоровье экспериментаторов. Изучал психологическое и физиологическое их состояние. В первом полете в космосе Юрий. Гагарин был пристегнут к креслу. Он пытался есть, пить, рисовать, но предметы улетали. В какой -то момент у него была рвота. Стало понятно, что в невесомости жить можно, но она по- прежнему оставалась загадкой.
«Все первые космонавты проходили испытания на невесомость в ЛИИ, на ТУ-104А, где можно было свободно летать по салону. Первыми испытуемыми были заслуженные летчики - испытатели: Сергей Николаевич Анохин, Юрий Александрович Гарнаев, а также борттехник Павел Викторович Демчев, который следил в полете за подачей топлива в двигатель. В первом полете обнаружили, что есть угроза помпажа. В невесомости топливо не поступало в двигатель, а это могло бы привести к его взрыву. Затем сделали доработку топливно-масляной системы и полеты продолжились. В этих полетах участвовали и будущие космонавты, о которых тогда никто не знал. Все, связанное с космонавтикой, было строго засекречено.
Юрий Гагарин после своего знаменитого полета в космос тоже летал в экспериментальных полетах на невесомость на ТУ-104А. В этих полетах проводились исследования возможности в невесомости покидать кресло и возвращаться обратно. Это было непросто.
В режимах невесомости отрабатывали выход Алексея Леонова в открытый космос с помощью специальных камер, установленных на ТУ-104А.»

Раменские женщины первыми в мире испытали невесомость в полете
В книге Леонида Александровича на страницах 174 и 175 идет рассказ обо мне и моей коллеге Светлане. Цитирую: «Самыми первыми подопытными женщинами, на которых испытывали невесомость в полете были Шаронова (Логутова) Людмила и Светлана Сергеева. Они были первыми не только в ЛИИ, НО И ВО ВСЕМ Мире.
Мы знали, что в космос скоро полетит женщина. Я стал искать женщин для экспериментов на невесомость. Нужен был допуск к полетам. Таких женщин, допущенных к экспериментальным полетам, были единицы.
Всего в наших полетах на невесомость (они продолжались в течении нескольких лет) участвовало 14 женщин. 10 из них имели летный опыт - это инженеры, техники, парашютисты и 4 медсестры. Медсестры получили допуск к полетам на общих условиях. В полете они проводили медицинские опыты: мерили подопытным давление, снимали кардиограмму, наблюдали за зрением, реакцией и др.
На аэродроме ЛИИ взлетал самолет ИЛ-14. С него прыгали профессионалы и спортсмены парашютисты, а также те, кому оформляли допуск к полетам на летающих лабораториях.
В 1961 году я обратил внимание на маленькую девочку - Люду Шаронову (Логутову), прыгавшую впервые, чтобы получить допуск к экспериментальным полетам по своей специальности. Допуск к полетам ей оформили, и я пригласил ее полетать на невесомость. Она была первая, в следующих полетах участвовала и Светлана Сергеева (жительница пос. Кратово) опытная парашютистка (400 прыжков). Она больше всех из женщин побывала в невесомости - 270 режимов невесомости, удостоена звания «Заслуженный испытатель космической техники». Награждена медалью С.П. Королева».

В одном полете на меня прикрепили датчики. Сзади стояла медсестра и мерила кардиограмму и при нагрузке, и при невесомости. После 5 режима невесомости меня начало мутить, появилась рвота. Было неясно отчего: то ли из-за того, что я поела перед полетом, а этого делать было нельзя, еда оказалась в невесомости, и рвалась наружу, то ли из-за того, что в том полете передо мной военные медики на маленькой центрифуге, крутили подопытную собаку. К ней были подключены датчики. Она скулила. Командир корабля Валентин Федорович Хапов вышел в салон и сказал: «Людочка, потерпи еще несколько режимов».
В следующих полетах чувствовала себя лучше! Испытания на невесомость продолжались в течении нескольких лет. После полетов женщин на невесомость стало ясно, что и женщины, и мужчины переносят ее по-всякому независимо от пола.
Кому - то казалось, что Он (Она) в открытом космосе, другим казалось, что самолет перевернулся, почти у всех головокружение и тошнота. Кто-то испытывал эйфорию, громко кричал, смеялся, кому - то казалось, что их щекочут.
Одна женщина потеряла сознание в первых режимах. Доложили командиру В.Ф. Хапову, он вышел в салон и принял решение прекратить полет, хотя в полет внесли большие вложения.
Марта Перова - опытный инженер - экспериментатор. В каждом режиме невесомости появлялось срыгивание. Только через несколько месяцев мы узнали, что в том полете Марта была беременная на 4 -м месяце. Девочка Оля, побывавшая в невесомости еще до своего рождения, родилась в срок. Окончила МГУ, занималась спортом, альпинизмом.

Командир самолета Ахмет-Хан летал, как ястреб
В испытаниях на невесомость принимали участие животные и птицы. Экспериментаторы принесли с собой голубей. Они уселись, кто куда. Во время режимов невесомости срывались с мест, летели к потолку спиной, переворачивались и падали вниз, касались пола, опять вверх. По салону летают птицы, перья, экспериментаторы… Перед очередным режимом раздается голос командира самолета летчика Амет-Хана Султана, который вышел в салон: «Вы чего тут курятник развели»!? Но начался режим невесомости и наш заслуженный летчик-испытатель, как большая птица, размахивая руками, взлетает к потолку, пытаясь за что-нибудь ухватиться. Вокруг кружат ошалелые голуби, перья и люди. Режим невесомости закончился, все падают на матрасы. Ведущий инженер Женя Березкин говорит: «Амет-Хан, если это курятник - ты летал, как ястреб».
Брали кота. Он сначала летал вверх-вниз, затем уцепился за что - то на потолке и держался до конца полета. А вот собака не смогла приспособиться, и в режиме невесомости летала по салону, потом вместе со всеми падала на матрас. Она, в отличие от кошки, была в шоке даже после посадки».
«Все космонавты в космосе тяжело переносят влияние невесомости. В первые 3 дня полета идет адаптация организма. Космонавты чувствуют себя плохо. Затем организм приспосабливается, но при этом ослабевают мышцы, меняется нагрузка на сердечно-сосудистую систему. При посадке организм снова адаптируется. Легких полетов не было. В длительных полетах стали устанавливать тренажеры, беговые дорожки, спецкостюмы и др».
«В 1963 году в космос полетела Первая в мире женщина Валентина Терешкова. Ее полет продолжался трое суток. Она весь полет вела бортовой журнал, где описывала свои ощущения. В конце чувствовала себя плохо, была почти без сознания. Она не смогла посадить корабль вручную, и все осуществилось в автоматическом режиме.
Я была знакома с Волком Игорем Петровичем. Мы водили детей в один детский сад в 70-х годах. Тогда он был летчиком –испытателем. Потом стал космонавтом. Готовился к полету на «Буране»
Параллельно с полетами на невесомость я участвовала в экспериментальных полетах на летающей лаборатории ИЛ-18, ради которых я получила допуск к полетам. В этих полетах обслуживала экспериментальную САУ (Автомат тяги), разработанную в нашей лаборатории.
Как-то раз мы снимали в полете частотные характеристики с двигателя. Сигнал на двигатель менялся по синусоиде с разной частотой. Самолет то ускорялся, то тормозился. Это делалось впервые в мире. Весь экипаж волновался. Приказ надеть всем парашюты. Часть моей аппаратуры была в кабине самолета, за креслом командира, другая часть в салоне. Во время полета мне нужно передвигаться, а с парашютом неудобно, и я его сняла. Во время этого полета мутило даже опытных членов экипажа, а я была занята экспериментом, включала аппаратуру, то в кабине, то в салоне.
Другой полет. Отрабатывали заходы на посадку при работе «Автомата тяги двигателя». Сделали последний режим, командир корабля Адамович Николай Владимирович говорит: «Все, закончили, идем на посадку, а я: «Ой, в последнем заходе я не включила «Изодромное устройство». Командир поворачивается с сердитым видом ко мне, потом улыбнулся и говорит: «Ну, ладно, топлива хватит, делаем еще один заход».
Когда приземлились, члены экипажа улыбнулись: «Людмила, была бы ты мужиком, тебе бы не сдобровать».
Одним словом, все полеты были экспериментальные, в каждом свои трудности.
В 90-х годах я участвовала в авиасалоне МАКС. У меня был свой экспонат. Небольшая центрифуга, на конце консоли макет кабины самолета. Рядом стояло кресло летчика со штурвалом, можно было имитировать управление самолета, динамика полета была набрана на маленьком компьютере, к нему была подключена система управления, разработанная в нашей лаборатории. На экране монитора изображение самолета и кабина на консоли центрифуги отклонялись по команде со штурвала. Все подходили, спрашивали, садились за штурвал, даже знаменитые люди, много учеников и студентов. Видела Владимира Путина и его сопровождающих. Он был тогда премьером. Подошли, посмотрели, и направились к макету «Бурана», который был напротив.

«У меня два сына, три внучки и правнучка»
Я окончила Политехнический заочный институт факультет электрофизический, специальность «Автоматика и телемеханика». Тема моего дипломного проекта «Управляемый генератор для автоматизированного снятия фазочастотных характеристик».
Окончила 3-годичные курсы при МАИ для инженерного состава, по специальности «Математическое моделирование динамики полета с САУ. Вычислительная техника совершенствовалась. Нужно было изучать еще и операционную систему каждой модели ЭВМ. Я училась на курсах, где изучила все языки программирования того времени: Алгол, Бейсик, СИ, Паскаль, Ассемблер, Фортран..,
32 года занималась математическим моделированием динамики полета с САУ.
У меня два сына, три внучки и правнучка.

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.