Год литературы. Точки опоры

/ Культура / Наталья Семененко

 (photo: )
 
Какое будущее у нашей страны? От чего оно зависит? Здесь много факторов, но главный – будущее зависит от детей и молодежи: какими мы их воспитаем сегодня, таким и станет наше завтра.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность прививается воспитанием.
Иван Бунин в «Окаянных днях» писал: «Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, – и дубина, и икона, – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв». И отсюда три далеко не праздных вопроса. Первый: кто будет обрабатывать дерево – семья, школа, улица, телевидение, Интернет? Второй: на что, на какую базу будет опираться воспитатель – на нездоровую тенденцию предпочтения материальных ценностей духовным или на любовь к Родине, языку, семье, на духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России? И третий: как в потоке информации и повседневной суете построить обучение так, чтобы было видно, что главное, а что «подчинённое»?
Очень трудная задача – объяснить ненавязчиво, деликатно и тактично, чтобы не вызвать отторжения, что главное – это человеколюбие, справедливость, честь, совесть, вера в добро, трудолюбие, патриотизм, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
«Доброделание»
Необходимо дать нашим детям точки опоры, показать технологии успеха, прикладные вещи «доброделания», которым надо учиться, как и любому делу.
Могу сказать из собственной практики, что дети на уроках с жадностью слушают слова о добре, о чести, о совести, о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Однако одними словами нельзя воспитать. Научить ребенка чему либо можно только, если вовлечь его в работу, в деятельность. Писать, рисовать, лепить, сочинять, творить, участвовать, т.е. действовать. И наша школа поощряет и поддерживает, помогает и учит детей действовать – не говорить, провозглашать, а работать, участвовать в конкурсах, олимпиадах, концертах, спектаклях и т.д. Ведь легче лежать на диване и мечтать, ничего не делать или имитировать деятельность. Непросто сделать так, чтобы дети сами захотели действовать. Сами захотели узнавать, сочинять, творить, что-то делать. Да, для этого нужно приложить немало сил, чтобы были дела, а не слова. «По делам их узнаете их» (Матфей 7:20).
В прошлом учебном году в нашей Новосельской школе, а она небольшая (всего 257 учащихся), учащиеся 5-9 классов получили 282 диплома о победах на районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. И в этой цифре нет спортивных достижений, нет побед учащихся начальной школы и других учителей-предметников. Это победы только по искусству и краеведению, это только у одного учителя, а их в школе 20! И если все успехи сложить, то цифра увеличится в десятки раз. Это приведено не для хвастовства, а просто как пример действенного подхода к обучению. Дать возможность каждому ученику проявить себя и поверить в себя, дать уверенность, точку отсчета, точку опоры, точку старта, точку роста. Не может «пустая» пушка выстрелить, ее нужно зарядить… В школе «заряд» – это уроки, школьные конкурсы и мероприятия. В школьных творческих конкурсах дети участвовали 1336 раз, а ведь, как писал наш выдающийся русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Розанов: «Художник, способный хорошо написать русскую осень, никогда не предаст своего Отечества».
Ответы есть в литературе
Кроме деятельного метода, одной из точек опоры является русская классическая литература, ибо именно русская классика сегодня, как и вчера, является основой нравственного воспитания, ведь именно литература в большей степени отражает душу народа. Русская литература – абсолютная ценность. Уникальное культурное явление, она формирует интеллект, ментальность.
Это самая великая литература в мире: ее предметом всегда было исследование человеческой души, нравственных законов жизни. Ни одна другая литература и близко не подошла к такому глубинному анализу души. В русской литературе есть ответы на очень многие вопросы. Есть и прогнозы. Русская литература предупреждала нас обо всем, что происходит сейчас, нужно было только внимательно читать. Да и советская литература закладывала нравственные ориентиры. Как пример, приведу две цитаты Бориса Стругацкого («Полдень, XXII век»): «Всё самое плохое в человеке начинается со лжи. Красть вещи могут и звери, но только люди могут возвращать украденное». Чем не две заповеди? Кто-то скажет: современные дети мало читают. Но потребность в чтении в любой его форме будет всегда. Важно качество, а не количество.
Учить патриотизму
Ещё одной точкой опоры является патриотизм, составная часть системы моральных качеств человека. Может ли патриотизм существовать без стремления к добру и благу, без ответственности человека за своё поведение, без соблюдения справедливости, без понимания смысла жизни, мудрости и стремления к счастью своего и общественного? Патриотизм – очень сложное понятие и нужно грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии, особенно в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, чтобы никого не обидеть. Поэтому, чтобы вырастить патриотов, школьников необходимо учить патриотизму, знакомить с настоящими героями, заслуженными людьми, которые живут среди нас и создают, творят современную историю. Наравне с героями прошлого нам нужны современные герои, которые смогут говорить с учащимися на их языке. И которые объяснят, что патриотизм –это и ответственный подход к повседневным, очень прозаичным вещам: не бросать мусор в неположенном месте – на улице, у подъезда, на тротуар, у школы… Патриотизм – это любовь к малой родине, Новому Селу. Очень важно самовоспитание, когда требовательность к другим начинается с себя.
Семья как точка опоры
Точкой опоры для детей и школы является семья. Семья играет ведущую роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, в воспитании и развитии ребёнка, т.к. в семье ребенок проводит большую часть своей жизни. В настоящее время мы наблюдаем, что в отношениях между родителями и детьми появляется отчуждение, непонимание. Велико число разводов. Для многих создание семьи вообще кажется необязательным, а страдают дети, предоставленные самим себе, компьютеру и телевизору. Иногда после прочтения сочинений о семье мне порой кажется, что институт семьи тихо угасает, как и семейные традиции, и семейные воспоминания. Этого нельзя допустить. Так как школа не может работать, не опираясь на семью.
Нравственное образование и вера
На протяжении многих веков точкой опоры для общества и системы образования России служила вера, Православие. «Каждый человек должен быть верующим, или ищущим веру. А иначе он пустой человек», – писал А.П.Чехов. Центрами просвещения в Европе были университеты, а в России монастыри, хранители веры, истории, традиций и библиотек. Книгам в России придавали священное значение, учились читать только по святому Писанию, Псалтири, Житиям Святых, т.е. учились на нравственных законах и примерах. Выдающийся христианский педагог XVII века Ян Амос Коменский писал: «Лучше вовсе не получать образования, чем образовывать себя для мирских сует, гордости, обманов, хитростей, нечестия или лицемерия. А нравственное образование невозможно без религиозной основы. Или, если и существует, то становится совершенно беспредметным и даже вредным. Такому образованию лучше не быть».
Для ребенка и подростка школа должна быть опорой, которая помимо знаний знакомит учащихся с нравственными ценностями, воспитывает, поскольку школа не может не воспитывать, как компас не может не показывать север.

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.