Какой быть Гжели?

/ Социум / Августина Матвиенко

 (photo: )

На прошлой неделе в Администрации Раменского городского округа состоялась презентация проекта туристско-рекреационного кластера под названием «Город Гжель». На встрече присутствовали: Виктор Валентинович Неволин, Олег Борисович Плынов, Ольга Борисовна Егорова, Виталий Викторович Чехов, Андрей Валерьевич Скибо, а также представители общественности Гжели, в том числе художники, представившие альтернативную концепцию.

Проект «Город Гжель» представила генеральный директор «Центра развития туризма» Надежда Михайловна Жилкина. В нем был сделан акцент на «путь туриста» - зону, по которой приезжие будут передвигаться от железнодорожных станций «Гжель», «55 км» и «Игнатьево» к достопримечательностям.
Перед подготовкой концепции было проанализировано окружающее пространство: внешний вид железнодорожных станций и наличие туалетов, парковок, автобусных остановок, указателей и элементарных тротуаров. Студенты приезжали в Гжель из Москвы и пытались покататься там на велосипедах или оставить машину на удобной парковке, также была протестирована еда в местных кафе. Если кратко подвести итоги анализа гжельской территории с точки зрения «туристического маршрута», то никакого маршрута там пока нет. Если разрозненные гжельские предприятия, предлагающие один и тот же продукт: экскурсию на производство, мастер-класс и посещение музея. При этом туристам придется добираться до предприятий по разбитым ступенькам железнодорожных станций, по колено утопая в грязи как минимум девять месяцев в году. Приклонить голову уставшему путнику в Гжели негде: мест для отдыха нет, до кафе далеко, парковки не обустроены, о туристско-информационном центре тут и не слышали. В общем, работы предстоит проделать много.
На очередной рабочей встрече обсудили, с чем у потенциальных туристов ассоциируется Гжель. Оказалось, что в первую очередь это керамика и сине-белая цветовая гамма. Напомним, в Гжели сейчас восстанавливают одно из старейших предприятий – «Объединение «Гжель». Вблизи завода уже этой осенью появится современный парк с фонтанами и лавочками для отдыха, амфитеатром для различных мероприятий, арт-объектами и кафе. Однако для того, чтобы к 2030 году привлечь на территорию миллион туристов, которые с удовольствием будут приезжать к нам ежегодно, одной благоустроенной зоной не обойтись.
На совещании Виталий Викторович Чехов предложил начать развитие гжельского куста именно с транспортной составляющей и все с ним согласились. Удобная дорога в Гжель и отличная логистика внутри населенных пунктов – та нить, на которую следует нанизывать бусины достопримечательностей. Олег Борисович Плынов напомнил присутствующим, что необходимо развивать территорию, сохраняя традиции. По его мнению, центром притяжения молодежи в Гжель должен стать местный, единственный в нашем округе университет. Ольга Борисовна Егорова предложила разработать единый стиль и дизайн будущей гжельской архитектуры, в том числе указателей и других элементов благоустройства. Художники, которых на встрече представлял Сергей Иванович Картухин, сделали акцент на проведении фестивалей и тематических мероприятий. Итоги совещания подвел Виктор Валентинович Неволин: «Сегодня была представлена общая концепция развития гжельского туристско-рекреационного кластера. Главная задача округа состоит в том, чтобы учесть интересы местных жителей. Развитие туризма не должно нарушить привычный уклад гжельцев. Конечно, ритм жизни изменится. Только комплексный подход к развитию кластера будет полезен: создавать локальные проекты, например, без модернизации транспортного каркаса или системы ЖКХ не имеет смысла. Формируя туристический кластер, мы должны сохранить культурное наследие и регенерировать историческую среду. Необходимо содержать новую инфраструктуру в должном состоянии: вело-маршруты, парки, скверы, социальные объекты. Соответственно, уже на начальном этапе мы должны продумывать решения данного важного вопроса. Все эти моменты должны быть учтены в представленной нам концепции. Итоговый вариант будет обсуждаться с жителями, творческими объединениями гжельских мастеров и только потом реализовываться».
Коллектив газеты «Грань» продолжит наблюдать за формированием туристско-рекреационного кластера в Гжели и своевременно сообщать об этом читателям.

Первый Заместитель главы Раменского городского округа Олег Борисович Плынов:
«В первую очередь Гжель – это люди. Когда мы говорим о развитии территории, мы должны спросить их о том, как они хотят на этой земле жить дальше, а потом уже прогнозировать развитие. В рамках данной концепции мне пока непонятно, как мы решаем вопрос формирования комфортной городской среды. В первую очередь я говорю о тех людях, которые проживают в многоквартирных жилых домах. Этим домам по 70 лет. Что будет с этой территорией? Планируем ли мы оттуда переселять людей и если да, то куда и кто это будет делать? Любое развитие территории – это создание рабочих мест, сохранение аутентичности и привлечение инвесторов. Так вот, где эти рабочие будут проживать, и кто для них будет строить жилье? Туризм нам нужен, чтобы развивать промысел, но ведь он для людей, а не наоборот. Мне бы не хотелось, чтобы местные жители стали заложниками решений инвесторов, которые идут в разрез с интересами населения. Речь идет и о прохождении дороги через населенные пункты и создание промышленных предприятий, которые во многом не отвечают экологическим требованиям. Гжель – это наша гордость и надежда на то, что эта территория нашего округа будет жить по-новому. Самое правильное предложение – начинать развитие с опорного транспортного каркаса. МЦД со временем будет в Гжели. Если мы с вами создадим в рамках архитектурной градостроительной концепции облик нового жилья и новой среды обитания для людей, то я считаю, что мы добьемся главного. Мы должны сохранять традиции, но при этом быть современными. Мне бы хотелось обратиться к проектировщикам и попросить их представить, как они видят микрорайоны существующего проживания людей. Я говорю не о частном секторе, его как раз надо подчеркнуть, как особенность территории. На презентации было видно, сколько сейчас бараков и малоэтажек вокруг станции «Гжель». Дома ремонтируют и латают, но качество жизни людей от этого не улучшается. В рамках генплана эту концепцию надо предусмотреть по максимуму.
Потенциал у территории колоссальный, кроме того там есть единственное в мире в сельской местности высшее учебное заведение, которое должно готовить работников всей этой инфраструктуры. Из этого объекта надо сделать одно из ядер, привлекающее молодежь, которая будет приезжать учиться и оставаться жить в Гжели».

Заместитель главы Раменского городского округа Ольга Борисовна Егорова:
«Сегодня на встрече присутствовали все заместители по различным направлениям. Еще в феврале у нас был создан проектный офис Гжели, руководителем которого является Олег Борисович Плынов. Что касается дорожной карты, то я бы ушла от названия «Город Гжель», чтобы не смущать местных жителей. Все мы прекрасно понимаем, что города там не будет и дай Бог нам сохранить в Гжели аутентичность деревенского населенного пункта с его мастерскими и творцами, с теми гостеприимными жителями, которые радушно и душевно встречают всех гостей. Предлагаю очередную встречу посвятить рассмотрению дорожной инфраструктуры. Изначально этот вопрос уже поднимался, потому что понятно, что никто не будет стоять в пробках по четыре часа, чтобы доехать в Гжель. Второй вопрос – необходим единый стиль, некий дизайн-код и узнаваемый архитектурный облик Гжели».

Заместитель главы Раменского городского округа Виталий Викторович Чехов:
«Вся история территории, в том числе туристическая, начинается с формирования транспортного каркаса. В концепции этого просто нет. Мы говорим о дублере Егорьевского шоссе, но это невыгодно для жителей Гжели. Транспортный каркас необходимо сформировать таким образом, чтобы он отвечал чаяниям местных жителей, чтобы паломники и туристы их не напрягали. В первую очередь нужна транспортная доступность и транспортный каркас внутри Гжели. Пока его нет и этим никто не занимается. Транспортный каркас и должен связать все точки роста, которые есть на территории Гжели. Храмы, производство и Гжельский ярус – все это должно быть связано именно транспортным каркасом. Тогда все начнет вырисовываться и туристу будет удобно приехать, и местным будет удобно. Так мы избежим транспортного коллапса, который есть в Гжели сейчас. Коридор для этого транспортного каркаса существует, но вовсе не в том месте, которое указано в презентации. Нам нужна другая, не коммерческая дорога».

Августина Матвиенко
фото автора


Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.