Индивидуальный план обучения для каждого школьника – это реально!

This article has photo gallery / Социум / Августина Матвиенко

 (photo: )

Новая школа на ул. Молодежная распахнула свои двери для учеников. Учебное заведение называется «Вектор успеха». В ближайшем будущем каждый школьник здесь будет учиться по индивидуальному плану. Вы спросите, как такое возможно в муниципальной организации, где классы состоят из 30 человек? Такой же вопрос я задала директору новой школы, Галине Викторовне Лайко. Оказалось, что нагрузка на педагогов при этом не увеличится, а учащиеся младших классов уже сейчас готовят презентации самих себя и своего будущего. Они рассказывают, чем больше всего любят заниматься, что им интересно, в чем они успешны и кем ребята видят себя по окончании школы. Итак, движение в сторону идеального учебного заведения происходит прямо сейчас, но препятствий на пути много. Делать скидку на становление педагогического коллектива, притирку учеников друг к другу и сбои в работе подрядчиков просто некогда.

Образовательная концепция
- Галина Викторовна, кто придумал название «Вектор успеха»?
- Это была концепция, которую мы придумали летом вместе с моими заместителями. Начиная с мая, мы вместе создавали идеальный образ будущей школы, до которого через два-три года мы дойдем, потому что пока заняты организационными вопросами. Многие идеи, заложенные в эту концепцию, взяты из европейской системы образования, в том числе английской, и из практик лучших школ Москвы и Санкт-Петербурга. Мы готовы перенести сюда опыт кратовской школы №28, но для этого нужно время для обучения персонала тому, что не во всех школах было. В основе этой концепции лежит индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Такое нереально сделать в маленьких школах, где один класс в параллели, а там, где 5-6 классов – возможно. Это называется разделение на потоки дифференцированного обучения. При этом количество часов ни у детей, ни у педагогов не меняется, а группы, с которыми они встречаются на изучении того или иного предмета – всегда разные, в зависимости от интересов детей. Это очень сложная система, которую все должны понять организационно и нужно время, чтобы ее запустить.
- На данный момент штат полностью укомплектован?
- 27 августа мы узнали о том, что все школы-новостройки входят в новый губернаторский проект «Школа полного дня», поэтому пока у нас не хватает трех воспитателей в группы продленного дня в начальной школе. При этом практически 100% родителей готовы оставлять в школе детей до 18 часов. В том числе из-за этого идет двойная нагрузка на столовую: сейчас у нас более 600 человек посещает продленку, дети получают завтраки, обеды и горячие полдники.
- Можно ли сейчас подать заявление в вашу школу?
- Заявления от родителей продолжают поступать, но принимаем мало, потому что в классах не может быть свыше 30 детей. При этом учеников в школе, конечно, будет больше, чем 1100. В этом году у нас уже вместо 4 первых классов в параллели открыто шесть, вместо 4 третьих – пять и так далее.

Инновационные решения
- Есть ли в здании новой школы то, что в других учебных заведениях округа пока не успели предусмотреть?
- По проекту лаборатории в классах химии, физики и биологии находятся между двумя кабинетами. Это удобно, потому что одни реактивы и наглядные пособия доступны сразу двум учителям, если есть необходимость одновременно вести два класса. У нас два спортивных зала с душевыми и индивидуальными раздевалками – такое не в каждой школе есть. У детей, как в фитнес-клубах и бассейнах индивидуальные шкафчики. В актовом зале за сценой много помещений, вроде костюмерной и мест для хранения различного инвентаря. В проекте этого не было, но мы сделали отдельные кабинеты для уроков музыки и изобразительного искусства для учащихся начальной школы и для старшеклассников. Там разная расстановка мебели и наглядные пособия. У малышей столики с пюпитрами, им очень нравится приходить на музыку и хор в такой необычный класс. В кабинете ИЗО мольберты стоят в зоне с высоким потолком – здесь был предусмотрен двухъярусный потолок и получилось очень атмосферно. Кроме того, уборочный инвентарь не хранится в классах, потому что на каждом этаже есть помещения, куда каждый класс ставит свои ведра и швабры, для удобства туда подведена вода. Гардероб в нашей школе особенный, для каждого класса – свой. Более того, для одежды, обуви и головного убора у каждого ребенка есть свое отдельное, подписанное место.
- Знаю, что в проект здания вносились изменения. Какие именно и для чего это делали?
- Изменения вносились по многим направлениям, в основном это было связано с правильным функционированием специализированных учебных кабинетов. Например, в кабинете информатики электропроводка и интернет-сети были организованы неудобно. Теперь к каждому компьютеру индивидуально подведены с пола интернет и розетка. В кабинете физики по проекту вообще не было розеток, а нам нужно было развести их так, чтобы практическая часть работы с приборами была доступна за каждой партой. В кабинете химии к каждой парте по проекту была проведена только холодная вода, поэтому мы добавляли трубу, чтобы подвести и горячую воду тоже. Система управления подачи этой воды по современному проекту школы должна идти со стола учителя. В учительской не было подводки воды вообще, мы это реализовали, осталось только купить туда мебель. Также в учительской не было ни интернета, ни электрических сетей для интерактивной доски, которая необходима для совещаний.
У нас по проекту есть центральный вход и вспомогательный для разного вида транспорта, в том числе для МЧС и пожарных машин, для столовой. Понимая необходимость в еще одном входе, мы заложили дополнительную калитку, которой не было в проекте. Туда подвели гильзы для того, чтобы в дальнейшем установить домофон. Пока домофона и у существующей калитки нет (его установят до конца сентября) и это очень усугубляет контрольно-пропускной режим. У нас есть контракт с охранной компанией «Флагман» и два поста охраны внутри здания. Когда установят домофон, будет возможность отслеживать приход посторонних, в том числе и родителей, которые не должны на нас обижаться, потому что безопасность детей превыше всего.

Проблемы, связанные с ранним запуском школы
- Расскажите, пожалуйста, с какими сложностями вы столкнулись в связи с тем, что школа открылась на четыре месяца раньше срока?
- Самым проблемным моментом в запуске школы было нарушение сроков строительства. Мы до сих пор документально принимаем некоторые помещения школы, инженерные коммуникации, оборудование, которое расставлено по кабинетам. Параллельно мы зачисляем детей, оформляем на работу сотрудников – не укомплектован штат вспомогательного персонала, уборщиц, учителям часто приходится самим мыть полы.
Кроме того, пришлось открыть больше классов, чем мы планировали. Это связано с повышенным спросом со стороны родителей на обучение, что приводит к поиску дополнительных кадров и заявкам на учебную литературу. В нашей школе большой процент учителей с высшей категорией, есть педагоги, которые много лет проработали в школах, но по всей России. У нас работают люди, которые приехали из Челябинска, из Пензы, из Перми, из Владимира – все они купили жилье в этом микрорайоне. У нас отличаются подходы как в нормативно-правовой базе, так и в базе локальной, которую непосредственно разрабатывает образовательное учреждение. Порядок приема родителей, контрольно-пропускной режим, порядок выдачи справок, утверждение планов работ – все это мелочи, но они должны быть едиными для каждого члена коллектива. Я не планировала приглашать сюда на работу учителей, которые уже преподают в Раменских школах, потому что я понимаю, как это болезненно для директора и для учебного заведения. Сейчас нам необходимо формировать корпоративную культуру.
Кроме того, нас очень подвели поставщики питания: каждый день я начинаю и заканчиваю в столовой, потому что мы там разводим потоки детей и помогаем подрядчику. Если ситуация не изменится, нам придется его сменить. Для родителей питание – это первый вопрос.
Ещё одна острая проблема - формирование библиотечного фонда учебной литературы. Как и все школы округа, мы получили ежегодную субвенцию из бюджета Московской области. Суммы в 780 тысяч, к сожалению, хватало только на приобретение учебников и пособий для наших первоклассников. Дети их получили. Для остальных ребят из 2-10 классов мы собирали учебники по школам округа. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить школьных библиотекарей за отклик на нашу просьбу и активную помощь. Комитет по образованию ситуацией владеет, мы планируем доукомплектовать классы учебниками в самое ближайшее время.
Это проблема тормозит нам нормальное начало учебного года, ввергает в стресс учителей, которые вынуждены без учебного материала вести уроки, также это неудобно для детей и родителей. Все немного поставлено с ног на голову, и в этом хаосе необходимо навести порядок.

Кто помог открыть учебное заведение
- Как говорится, один в поле не воин. Скажите, кто-нибудь помогал вам?
- Глава Раменского городского округа Виктор Валентинович Неволин внес основополагающую лепту в открытие этой школы. Среди разных бюрократических проволочек мы потеряли большое количество времени в мае и июне, потому что пытались письмами вносить изменения в проект и это затягивалось. В итоге нам пришлось не только форсировать строительство, чтобы не уклоняться от сроков, но и доделывать то, чего изначально в проекте не было. Это была двойная нагрузка. Виктор Валентинович ежедневно принимал личные решения. Также я искренне благодарна его заместителю, Олегу Борисовичу Плынову, потому что все эти месяцы он нас сопровождал, не только на совещаниях, собирая все межведомственные организации, но и на стройке он принимал решения в режиме ручного управления. Председатель комитета по образованию Наталья Александровна Асеева 24 часа в сутки 7 дней в неделю была со мной на связи и оказала огромную помощь в подготовке школы к открытию, потому что ситуации у нас возникали нестандартные. До 31 августа мы носили в школу мебель, а сотрудники администрации Раменского городского округа и педагоги городских школ эту мебель собирали. Мы всем миром отмывали школу и разносили по классам то, что нам было поставлено. Можно сказать, что мы выжили в авральных условиях. Я очень благодарна коллективу за то, что они находят в себе моральные и физические силы для работы. Мы вынуждены все делать форсировано в сложившихся обстоятельствах. Тут учителя ежедневно совершают подвиг, потому что никто не рассчитывал на такие сложности в начале учебного года. У нас очень непростой период, но мне есть на кого опереться.
- Давайте назовем поименно тех, на ком сейчас все держится, кроме вас.
- Первый мой помощник, с которым мы 16 апреля вошли в это здание на этапе строительства – мой заместитель по административно-хозяйственной части Юлия Владиславовна Николаева. Мы с ней эту школу строили, вместе выбирали дизайн, планировали, передвигали и перекраивали проект. То, что сегодня вы можете видеть во внутреннем убранстве школы, в том числе колористические решения – это наш с ней совместный труд. Мы очень хотели создать здесь просторные и светлые классы, за счет светлой мебели мы позволили себе разную колористику в оформлении стен.
Марина Александровна Чебуркова и Оксана Николаевна Функ – заместители по учебной работе, профессионалы с большой буквы и с большим опытом работы. На них лежит все, что касается учебы, расписания, работы с молодыми специалистами, выстраивания отношений внутри учебной деятельности и многое другое.
Моя правая рука, мой личный учитель и наставник, заместитель по научно-методической работе, почетный учитель РФ Нина Анатольевна Смелтер. Она была завучем в школе №28 много лет назад, потом уходила на пенсию и сейчас вернулась к педагогической деятельности. Нина Анатольевна – превосходный учитель физики и методист, наша концепция «Вектор успеха» как раз и родилась в соавторстве с ней. Кроме того, Нина Анатольевна внесла большую лепту в написание программы развития школы на ближайшие три года и написала теорию к программе воспитания. С этого учебного года программа воспитания должна быть в каждой школе. Воспитательной программой и дополнительным образованием занимается мой ученик из раменской СОШ №1, мой коллега, который на протяжении нескольких лет вел ритмику. Как администратор и директор ЦРТС «Маджестик» Александр Игоревич Казаков уже себя зарекомендовал. Мы смогли провести два замечательных праздника – 1 сентября и День рождения школы, где нам помогали дети из его коллектива, пока мы еще не успели воспитать своих.
Хочу отдать должное строителям: так как мы пять лет еще будем на гарантии, мы можем рассчитывать на их помощь. Эту помощь они нам сейчас оказывают, например, проводят розетки для подключения интернета и интерактивных досок в группы продленного дня. Школа строилась, в первую очередь для детей. Если у учителя нет условий для того, чтобы детям преподать урок, значит наша задача эти условия создать.

Августина Матвиенко
фото Михаила Кинеева


Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.