Вера Плеханова: «От физической культуры зависит состояние здоровья населения»

This article has photo gallery / Спорт / Роза Ревина

 (photo: )

В год, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, а также в преддверии Дня труда мы поговорили с руководителем детско-юношеской спортивной школы Комитета по образованию Раменского городского округа, Верой Алексеевной Плехановой. Более 30-ти лет она работает директором школы и имеет сорокалетний преподавательский стаж по физической культуре.

Вера Алексеевна - представитель известной спортивной династии Плехановых, где традиции, связанные с педагогикой, физической подготовкой, тренерством и воспитанием спорт-
сменов продолжаются вот уже в четвертом поколении.
- Вера Алексеевна, расскажите, пожалуйста, подробнее про спортивную династию Плехановых.
- Три поколения нашей семьи связали свою жизнь со спортом и преподаванием физической культуры. Самый старший, Николай Родионович - отец моего супруга, дожил до 90 лет. В юности он серьезно увлекался греко-римской борьбой и получил высшее образование в Ленинградском военном институте физкультуры им.Ленина. Мой муж Александр Николаевич и я преподавали физическую культуру в Ильинской школе №25, а затем вместе более двадцати лет работали в Раменской школе №5.
Наши дети стали мастерами спорта. Дочь Надежда и сейчас работает в СОШ №5 педагогом по физической культуре, а сын Владимир - тренером в Раменской детско-юношеской спортивной школе №1. Даже у невестки Оксаны есть высшее физкультурное образование, она работает инструктором-методистом в этой же сфере. К тому же у меня четверо внуков и старшие, конечно, увлекаются спортом - лаптой и бадминтоном. Занимаются на профессиональном уровне. Внук Сергей уже выходит на всероссийские соревнования по лапте, а внучка Аня тоже влюбилась в спорт, занимаясь бадминтоном, и не заметила, как втянулась.
- Как привить ребенку интерес к спорту?
- Прежде всего, надо поискать внутри семьи, у кого ярче всех выражен такой интерес. Что такое спорт, кроме здоровья и проведения досуга? Это умение соперничать, соревноваться, добиваться цели. Это ребенку поможет в будущем преодолевать в жизни многие сложности, спорт научит «держать удар». И не обязательно профессиональный спорт, даже физическая культура - это постоянное преодоление и защита самого себя. Но есть и командные виды спорта. Благодаря этому формируется настойчивый, целеустремленный и уверенный в себе человек.
- Можно узнать чуть подробнее о структуре школы? Правильно ли я понимаю, что ваши воспитанники и тренеры могут использовать территорию спортивных сооружений и образовательных учреждений муниципалитета?
- Все верно. Юридический адрес нашей школы - ул.Воровского, д.7, а фактически мы работаем по всему Раменскому округу. За нами закреплено помещение в п.Удельная, также мы используем для занятий территории образовательных учреждений и всех спортивных сооружений округа (СК «Борисоглебский», стадионы «Сатурн» и «Красное Знамя») и около 30-ти школ. На базах образовательных учреждений работают секции, которые ведут учителя физической культуры, у нас они оформлены по совместительству как тренеры-преподаватели. Такие группы есть в 26-ти школах всего округа, их посещают около 1000 человек. Географический разброс сделан сознательно, чтобы секции работали в удаленных от города школах и ребенку было, куда прийти позаниматься. В наших основных отделениях греко-римской борьбы и баскетбола занимается почти 500 человек. Занятия греко-римской борьбой проводятся территориально всего в трех точках - Раменское, Удельная и Дружба, поэтому ребята тренируются только на этих территориях, где бы они ни жили. Всего в нашей школе сейчас около 1500 учащихся.
- Сколько всего видов спорта в детско-юношеской спортивной школе и как часто ребенку надо посещать тренировки?
- Всего 6 видов: греко-римская борьба, баскетбол двух видов (специализированный и общеразвивающий), волейбол, мини-футбол, аэробика, бадминтон. Программы тренировок разные. Например, в специализированном баскетболе дети занимаются от трех до пяти раз в неделю, а в общеразвивающем - от двух до трех. Все это бесплатные программы, но есть и платные услуги. Например, аэробика для малышей и общефизическая подготовка с элементами борьбы.
- Как правильно выбрать спортивные занятия для ребенка, если в семье спортом никто не увлекается?
- Грамотные родители понимают, какие у ребенка есть предпосылки, какие он проявляет способности. К сожалению, довольно часто бывает так, что родитель свою нереализованную в спорте мечту взваливает на детей. Взрослому хочется, чтобы его сын добился того, чего не добился папа, а у ребенка возникает интерес к совсем другому виду спорта. Лучше всего, когда родители приходят к нам с детьми заранее. Если мы имеем возможность поговорить с ребенком, то мы и поможем ему выбрать.
Набор в школу открывается 15 августа, перед новым учебным годом. Записаться можно через портал «Госуслуги». У нас также есть подготовительные группы, в которые дети приходят с 6-ти лет и занимаются до 8-ми. Тренер им рекомендует, куда пойти дальше, но есть девочки, которые остаются в этой группе и занимаются до 11-ти лет.
- Тенденция такова, что детям в школе нравится физкультура только в начальных классах. Как объяснить подросткам, что это важный урок?
- Сложный вопрос. Интересно ребенку становится тогда, когда у него получается. Если интерес пропал или не возник, то ему изначально задали повышенную задачу либо не подготовили к школе. Нужно учитывать и то, что к основной и средней школе требования возрастают. Почему еще теряется интерес? В начальной школе много подвижных игр, а далее со взрослой жизнью усложняются задачи и надо сдавать нормативы. Нужен тонкий психологический и педагогический подход. Кроме того, сегодня большие классы и дети приходят на уроки разноуровневые. Опять же, много ситуаций, когда ребята исключены из коллектива. Они перестали гулять во дворах и использовать коллективные игры. Много случаев, когда дети в спортивном коллективе открываются именно у нас на занятиях, здесь ребенок становится совершенно другим. Это зависит от микроклимата в системе.
В спорте свой коллектив. Если ребята в коллективе сошлись, то это зачастую на долгие годы. У нас есть Совет ветеранов по греко-римской борьбе и по баскетболу, потому что это жизнь. Главное - общение. Они могут прийти, пообщаться, поболеть друг за друга или помочь нам на каких-то турнирах. Конечно, и в школе это существует. Спортивная секция очень объединяет, и в ней человек проявляется моментально. Я всегда говорю учителям, что предмет у нас очень публичный: как прошли, как пробежали, все в динамике и движении. Мы порой даже рекомендуем, если учитель не справляется с дисциплиной в классе, то пусть придет на урок физической культуры и посмотрит на детей, оценит ситуацию. Ребенок в динамике проявляется как лакмусовая бумажка. Много выводов можно сделать: видно и терпение, и стремление, или наоборот несдержанность или жестокость, то есть все психологические качества проявляются.
Коллективная работа тоже очень важна. Если учащихся настроить, что все работают на единый результат, то это очень позитивно подействует на детей. То есть, если правильно поставить задачу, то дети правильно ее выполнят под девизом «Один за всех и все за одного». Когда ребенок отделяется от коллектива, это настораживает. Надо искать причину, где его упустили, потому что впоследствии это превратится в равнодушие, нежелание физически работать. Важно, что при любой творческой деятельности, которую мы придумываем для таких детей, ребенок все равно исключен из активности и когда ему придется, например, пробежать два километра, он не будет готов к этому. Надо все равно вводить ребенка в коллектив, в этом и есть одна из трудностей предмета физической культуры. Позже некоторые из таких детей вырастают и сожалеют об упущенных возможностях, потому что начинают себя оценивать. К нам много приходит ребят, которых мы начинаем подтягивать в 10-м классе, потому что впереди у них взрослая жизнь. Тренер - личность, второй родитель. Если ребенок попадает в хорошие руки, то он в спорте останется, а осознает это, только когда вырастет.
- Наш округ считается меккой для спортсменов. И все же тренеры говорят, что спортивной инфраструктуры недостаточно. К счастью, начали проектирование муниципального бассейна и бадминтонного центра.
- У нас серьезно развит массовый спорт. Министерство образования рейтинговало до пандемии муниципалитеты по организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Раменский округ в этом рейтинге много лет был на первом месте в Московской области.
Водных и игровых просторов нам действительно не хватает, но все равно мы находим место, где заниматься. Используем все, что есть. В округе сильно востребованы игровые залы, мы в них попадаем, конечно, но хотелось бы понасыщеннее. Залов современного образца мало, например, в школах, всего три: в СОШ №21, №35 и в Новохаритоновской школе. Кроме этого, залы есть в «Сатурне», на стадионе «Красное Знамя» и в СК «Борисоглебский». Но большинству наших видов спорта нужны большие площади. С одной стороны, в Раменском много всего, но и востребованность очень высокая. Мы сами приучили детей к спорту, а теперь не знаем, где заниматься с ними. Я радуюсь тому, что дети даже по окончании школы объединяются и продолжают играть в волейбол, футбол и баскетбол.
- Верно ли, что спортом может заниматься только здоровый человек?
- Дело в том, что сейчас у нас дети не блещут здоровьем, а любой спорт и начинается с того, насколько ребенок физически развит и насколько ему позволительно заниматься. Мы делим детей по медицинским показаниям на основную, подготовительную и специальную группу. Это очень существенно. Я руковожу школой около 35 лет и если посмотреть за последние 30 лет статистику, то захочется плакать. Если раньше дети из специальной медицинской группы составляли 3-5%, то сейчас у нас всего 50% здоровых детей. Физическая культура - стратегический предмет, от этого зависит состояние здоровья населения. Сейчас появилось такое понятие, как адаптивная физическая культура, и врачи допускают к некоторым видам спорта подготовительную группу. Раньше это даже не рассматривали, а сегодня, например, ребенок с бронхиальной астмой может заниматься, и поверьте, если он станет регулярно посещать занятия, то ему станет лучше. Состояние здоровья всегда в приоритете.
Все же физическая культура и спорт - это разные вещи. К примеру, человек привязан к физической культуре, научен ей и, умея сохранять свое здоровье, держит форму. Перед спортсменами же стоят совершенно другие задачи. У нас в школе есть группа здоровья ветеранов, которая работает
17 лет. Начиналась она как группа ветеранов учителей, а руководили ею педагоги по физической культуре. Старшим в этой группе 84 года, а моло-
дым - еще нет и 70-ти лет. Конечно, они скорее занимаются физической культурой, посильными занятиями.
- Скажите, а родители, которые у вас занимались, приводят потом своих детей к вам?
- Конечно, по три поколения к нам ходят, особенно на борьбу. Личный пример имеет огромное значение для ребенка. Вообще состояние психологического настроя в семье очень важно. Если внутри семьи этим вопросам придается значение, родные интересуются успехами ребенка, спрашивают и подсказывают, не останется он равнодушным к физической культуре, как и к любому другому вопросу, втянется. А от резкостей и негативных оценок желательно ребенка оберегать. Если взрослый не верит в силы своего чада, тому будет очень сложно. Надо дать возможность проявить себя, создать для этого условия. Все это имеет огромное значение.
- Достаточно ли ребенку уроков физической культуры в образовательном учреждении, или все же надо дополнительно заниматься?
- Категорически недостаточно. К сожалению, с развитием современных технологий мы постепенно забываем о том, что нам требуется постоянное движение. Как может развиваться сердечная мышца, если не поднимается пульс выше 120 ударов в минуту? Потом сердце не выдержит 200 или 240 ударов. Надо все делать для того, чтобы ребенок был в движении. В 70-е годы, когда я училась в институте, у нас было множество соревнований, даже те, кто не хотел заниматься физической культурой, относились к этому сознательно и делали через «не хочу». Всех приобщали к движению.
- Спорт нравился вам с детства, верно? А какой именно?
- Больше всего мне нравился лыжный спорт. У нас вся школа №6 занималась легкой атлетикой и лыжами. Это были самые массовые виды спорта, в секциях - до сорока человек. Впрочем, тогда выбора особого и не было.
- Как опытный педагог по физической культуре, вы наверняка знаете, что делать с гиперактивными детьми, которые на стуле усидеть не могут?
- Это тоже крайность. У такого ребенка подвижность нервной системы, а не тела. Ему нужны грамотные педагоги, тренер, наставник, который образован, опытен и подготовлен, он справится с этим. И ребенку будет намного легче. Такого не надо лишний раз за компьютер сажать, потому что ему станет еще хуже.
- Можно ли сказать, что спорт - это навсегда?
- У нас множество примеров, когда дети оканчивают продвинутые колледжи, гимназии и университеты, а потом получают второе высшее образование в спортивной сфере и меняют профессию, потому что это любимое дело. Если спорт пришелся по душе, то уходить из него - это душу рвать.

Беседовала Роза Ревина

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.