Осторожно, телефонное мошенничество!

/ Криминал / Юлия Максимова

 (photo: Picasa)

 

Видов мошенничества сегодня стало гораздо больше, чем раньше. Как избежать обмана? Что делать при контакте с мошенниками? Читайте в нашей статье!

На территории нашей страны ежегодно совершается множество преступлений, связанных с хищением денежных средств граждан. И чем активнее движется прогресс и больше выпускается технических средств, тем больше злоумышленниками изобретается способов хищения. Один из таких способов - телефонное мошенничество.
В последнее время в органы внутренних дел все чаще и чаще поступают звонки и заявления от граждан, пострадавших от телефонного мошенничества. Наказание за данный вид преступления, предусмотрено ст.159 Уголовного кодекса РФ, и может составлять до 2 лет лишения свободы.

Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия.
Выбирая способы совершения преступлений, злоумышленники используют те болевые точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, за свой телефонный номер, за счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство - желание получить доступ к sms и звонкам других людей.
Самый распространенный вид телефонного мошенничества - так называемый «случай с родственниками».
Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан правоохранительными органами. Причины называются различные: совершил дорожно-транспортное нарушение, или у него нашли наркотики, или он причинил в ходе возникшего конфликта телесные повреждения, но при этом есть возможность за деньги «решить вопрос». Деньги необходимо привезти в определенное место и передать доверенному человеку. Помните, что такое предложение может поступить исключительно от мошенников.

В другом случае абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».
Еще одним распространенным способом телефонного мошенничества является так называемое «хищение от имени банка».
Абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и дается номер для справки. Когда владелец карты по нему звонит, ему сообщают о том, что произошел электронный сбой и, чтобы банковскую карту разблокировать, просят сообщить ее номер и пин-код. После этого легко снимают деньги со счета.
Существует множество иных способов телефонного мошенничества: это и «платный код», когда абоненту поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу и для этого предлагается набрать под диктовку код, который в действительности является комбинацией для перевода денег со счета абонента на счет мошенников; «ошибочный перевод средств», когда абоненту приходит sms-сообщение, что на его счет пришли деньги с помощью услуги «мобильный перевод», и тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же «мобильным переводом»; «розыгрыш призов», когда абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее, а затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты и назвать оператору коды.

Что делать, если вам звонят или пишут мошенники?

В первую очередь, при поступлении подобных звонков, необходимо сохранять спокойствие и не подвергаться панике. Можно, как вариант, сказать «мне сейчас неудобно разговаривать – перезвоните» или «дайте время подумать» и положите трубку, при этом как показывает практика, злоумышленники всячески препятствуют этому и будут вынуждать вас «висеть» на линии, ни в коем случае не дайте им этого сделать. Далее следует связаться со своим родственником (банком и т.д.) для выяснения обстоятельств, возможно уже на этой стадии вам удастся избежать обмана. Если же связаться с кем-либо не получается, то необходимо позвонить в отдел полиции по номеру «112» и объяснить ситуацию. Не принимайте самостоятельных и не обдуманных решений.
Если вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела и выражается просьба передать взятку сотруднику органов внутренних дел, готовому урегулировать вопрос, следуйте следующим рекомендациям: задайте своему родственнику наводящие вопросы, ответы на которые знаете вы оба, либо попросите его описать себя; если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, спросите, в какое отделение полиции доставлен родственник. Набрав номер «112» и узнав номер дежурной части данного отделения полиции, можно поинтересоваться, действительно ли родственник находится там и кто занимается этим делом; если разговор закончен, а вы сомневаетесь в личности звонившего и в подлинности изложенных фактов, постарайтесь перезвонить на мобильный телефон звонившего. Если он отключен, очертите круг лиц, которые могут знать о его местонахождении (коллеги по работе, друзья, родственники), свяжитесь с ними для уточнения информации.
Опять же зачастую, уже после совершения преступления, потерпевшие не спешат сообщать об этом в органы внутренних дел по различным своим соображениям, поэтому необходимо помнить, что преступления данного рода можно раскрыть только «по горячим следам» и что у сотрудников уголовного розыска есть достаточные технические возможности для раскрытия телефонного мошенничества.

В каком случае возбуждается уголовное дело?

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела и ответственности виновных лиц, сотрудникам органов внутренних дел приходится давать оценку наличия в их действиях всех признаков состава преступления.
Квалифицировать действия злоумышленников по факту телефонного мошенничества необходимо по соответствующей части ст. 159 Уголовного кодекса РФ. В этом случае нужно четко понимать, что мошенничество может быть совершено только с прямым умыслом, направленным на завладение денежными средствами граждан, также обязательным элементом умысла является осознание лицом не только фактических обстоятельств совершаемого им деяния, но и его общественной опасности, т.е. его способности причинить вред собственности граждан.

Кроме того, телефонное мошенничество подразумевает совершение злоумышленниками конкретных действий, побуждающих жертву сообщить интересующую о себе информацию, либо совершить те или иные операции.
Вместе с тем правоприменительная практика исходит из того, что сами по себе факты звонков, поступлений смс-сообщений с различного рода сомнительной информацией, в которых не называются конкретные суммы или не предлагается совершение определенных действий, исполнение которых может повлечь за собой списание (перечисление) денежных средств, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ, в связи с чем, по указанным фактам принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случае поступления смс-сообщений о произошедших сбоях на сервере, отвечающем за обслуживание банковских карт, ошибочном зачислении на номер счета (телефона) абонента определенной суммы, одобрении перевода на конкретную сумму и необходимости звонка на указанный в сообщении номер телефона для получения дополнительной информации, отмены операции и непринятия лицом каких-либо дальнейших действий, сам по себе факт поступления такого сообщения также не образует состава преступления.

В то же время, если лицу будет обозначена сумма денежных средств, подлежащая перечислению, но потерпевший ее не переводит, осознавая, что в его отношении совершается мошенничество, действия злоумышленника квалифицируется, как покушение на мошенничество.

Если же потерпевший перечислил денежные средства, действия лица подлежат квалификации, как оконченное преступление по соответствующей части ст. 159 Уголовного кодекса РФ.
Состав преступления также будет иметь место в случае, если лицо, к которому поступило смс-сообщение, с указанной выше информацией, позвонит по обозначенному номеру телефона и ему будет предложено сообщить номер банковской карты и пин-код для ее перерегистрации (разблокировки).

Если после сообщения потерпевшим данных карты с его счета будет списана или самим потерпевшим будет перечислена определенная сумма, то хищение денежных средств будет считаться оконченным в размере списанной (перечисленной) суммы.
Если в процессе разговора потерпевший осознает, что в отношении его совершается мошенничество, и не назовет данные своей карты, пин-код, то указанное деяние квалифицируется, как покушение на мошенничество в размере суммы, находящейся на счете потерпевшего.

Кроме того, уголовное дело подлежит возбуждению по соответствующей части ст. 159 Уголовного кодекса РФ, когда лицо, позвонив потерпевшему, сообщает о несчастных случаях, произошедших с родственниками, их задержании сотрудниками правоохранительных органов, выигрыше в лотереи и т.п., в связи с чем, ставит вопрос о необходимости перевода (передачи) денежных средств для оказания незамедлительной помощи, решения вопроса с сотрудниками органов внутренних дел об освобождении родственников, укажет конкретную сумму, которую необходимо перевести (передать) для устранения проблем или получения выигрыша.
Таким образом, если потерпевший в процессе разговора осознает, что в отношении него совершается мошенничество, и откажется переводить (передавать) обозначенную сумму, то деяние квалифицируется, как покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Если же потерпевший переводит (передает) денежные средства, то мошенничество считается оконченным.

Одними из методов расследования, выявления и пресечения данных преступлений является: анализирование номеров сотовых телефонов, с использованием которых совершаются преступления, учитывая, что данный вид преступлений, зачастую совершается лицами, находящимися в иных регионах России, устанавливаются адреса базовых станций, к которым привязаны номера телефонов злоумышленников; принятие мер к установлению места окончания преступления, после чего рассматривается вопрос о направлении уголовных дел по территориальной подследственности; а также проведение всех следственных действий, таких как допрос потерпевших и свидетелей, истребование выписок по банковским счетам и операциям потерпевшего, детализация телефонных переговоров.

Старший юрисконсульт
Межмуниципального управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации «Раменское»
майор внутренней службы
Юлия Сергеевна Максимова

Подготовлено в рамках реализации требований Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Темы для последующих статей, вопросы и предложения можно направлять на электронную почту ramuvd@mail.ru, ответы на них будут публиковаться в последующих номерах «Грани».

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.