Пятьдесят лет духовной дружбы

/ Культура / Владимир Бордюгов

Дружба людей определяется не регулярностью встреч и широтой объятий, а внутренним ощущением связей, притягивающих людей вне зависимости от расстояний и частоты общения. Именно такими сложились отношения между потомственным дворянином (среди предков которого был знаменитый литератор Василий Жуковский) и гениальным писателем Иваном Алексеевичем Буниным и купцом, посвятившим себя литературному творчеству и культуре в широком значении этого слова, Николаем Дмитриевичем Телешовым.

Познакомились И.А.Бунин и Н.Д.Телешов в 1897 году, когда Иван Алексеевич приехал в Москву к старшему брату Юлию. Тогда Иван Алексеевич Бунин подарил Телешову только что вышедшую книгу Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в своем переводе. Между ними завязалась дружба, с годами только крепнущая. После первого знакомства Бунин и Телешов общались, часто виделись, интересовались творческими замыслами и поддерживали друг друга, стремились к сотрудничеству.

Общему интересу способствовал литературный кружок «Среда» (1899-1916), возникший в Москве в доме по Чистопрудному бульвару, 21, позднее переехавший на Покровский бульвар, 18. Кружок приобрел большое значение в истории русской литературы, стал центром притяжения лучших писателей реалистического классического направления, где постоянными или частыми посетителями кружка помимо Ивана Бунина были Максим Горький, Юлий Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев, Борис Зайцев, Владимир Короленко, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Антон Чехов и другие. На «Средах» говорили и спорили о новых писателях, об искусстве. Сами авторы читали там еще не опубликованные произведения. Иван Бунин стал ревностным участником этого литературного объединения, которое между собой писатели попросту называли «телешовскими «Средами».

В книге воспоминаний «Записки писателя» Телешов так характеризует Бунина: «Бунин представлял собой одну из интереснейших фигур на «Среде». Высокий, стройный, с тонким, умным лицом, всегда хорошо и строго одетый, любивший хорошую литературу, много читавший и думавший, очень наблюдательный и способный ко всему, за что брался, легко схватывающий суть всякого дела, настойчивый в работе и острый на язык, он врожденное свое дарование отгранил до высокой степени. Литературные круги и группы, с их разнообразными взглядами, вкусами и искательством, все одинаково признавали за Буниным крупный талант, который с годами всё рос и креп… Наши собрания Бунин не пропускал никогда и вносил своим чтением, а также юмором и товарищескими остротами много оживления».

Летом «Среды» собирались в доме Телешова в Малаховке, недалеко от Москвы. Впервые Бунин приехал туда летом 1901 года и с тех пор был там дорогим и всегда желаемым гостем. Его ждали всегда. У него имелась своя комната (построенный специально для И.Бунина флигель), которая Телешовыми так и называлась — «бунинской». Через много лет малаховские впечатления нашли отражение в рассказах Бунина, вошедших в сборник «Темные аллеи».

Последнее заседание «Среды» с участием Бунина состоялось в 1916 году. Вскоре Бунин покинул Москву, а затем и Россию. Эмиграция, вызванная неприятием нового строя, которую сам И.Бунин болезненно переживал, на долгие годы прервала связь между Буниным и Телешовым, но не расстроила их дружбы. А.К.Твардовский так написал об этом периоде жизни Бунина: «Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина, порвавшего навсегда с родной русской землей, которой он был, как редко кто, обязан своим прекрасным даром и к которой он, как редко кто, был привязан «до боли сердечной».

Лишь в мае 1941 года, после многолетнего перерыва в их переписке, Бунин шлет Телешову письмо: «Дорогой Митрич, довольно долго не писал тебе – лет 20. Ты, верно, теперь очень старенький – здоров ли?». А в августе 1947 года Бунин признаётся своему другу: «Ты один из самых прекрасных, благородных людей, каких я знал на своем веку».
Телешов был искренне рад вновь увидеть знакомый почерк: «Не могу не сказать, что на склоне лет возобновилась моя переписка с Буниным, который нет-нет, да и радовал меня весточкой из своего далека».

В конце 1955 года в Гослитмузее Москвы литературная общественность отметила 85-летний юбилей со дня рождения И.А.Бунина, на котором выступил и Н.Д.Телешов.
Искренни и драматичны слова Ивана Бунина: «Очень хочу домой!..» Увы, но вернуться в Россию Нобелевскому лауреату 1933 года Ивану Алексеевичу Бунину удалось только в многотысячных изданиях и в бронзе. Н.Д.Телешов же, искренне принявший изменения в стране и удостоенный звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», пережил своего друга на 4 года. Все годы общения и разлуки ощущал с И.Буниным тесную и духовную связь.

Дружба между И.А.Буниным и Н.Д.Телешовым длилась более 50 лет…

Автор: Владимир Бордюгов
Возраст: 12+

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.