Два года спустя…. Вспоминая Льва Котюкова

This article has photo gallery / Лица / Сергей Антипов (Председатель правления МОО СПР)

 (photo: )

Есть люди, встреча с которыми может изменить судьбу. В моей жизни таким человеком оказался великий русский писатель Лев Константинович Котюков. В далёком 2011 году я вступил в Московскую областную организацию Союза писателей России, которую он основал вместе с Владимиром Георгиевичем Бояриновым на учредительном собрании подмосковных писателей в 1999 году.

Факт самой встречи и знакомства с Котюковым можно сравнить с попаданием на светлую полосу в черно-белом пути извилистой жизни. Так было не только у меня. Об этом красноречивее любых слов могут рассказать похороны 6 сентября 2022 года на Троекуровском кладбище. Более ста человек пришли на церемонию прощания с мэтром русской словесности. Друзья, коллеги, почитатели творчества – люди разных возрастов пожелали выразить почтение усопшему.
Чтобы сравнение со светлой полосой не показалось излишне восторженным, расскажу о своём личном впечатлении о Льве Константиновиче. Лев Котюков благосклонно принял меня в своем кабинете, когда я принес свои стихи для его профессиональной оценки. Помню прекрасно тот день: вечно людное и по-писательски умиротворяющее фойе на Большой Никитской, д.50; массивная лестница, залитая лучами солнца, что вечно пробиваются через огромные окна. И вот я вошёл в уютный кабинет: стол был завален книгами, распечатками произведений и рукописями. Самыми настоящими, что пишутся от руки на бумаге. За столом, сидел он: нога на ногу, раскачиваясь на стуле – хозяин кабинета внимательно читал то, что приносили подмосковные писатели для журнала.

Спустя короткое время после знакомства Лев Константинович предложил мне участвовать в жизни организации и публиковаться в журнале «Поэзия. XXI век от Рождества Христова». Это издание тоже создал он и возглавлял до последнего дня своей жизни.
Стоит ли уверять, что Лев Котюков принял мои сочинения без единой правки? Конечно нет. И это было во благо, ведь правил он мастерски! Каждый, кто знал писателя, может это подтвердить. За одними лишь рекомендациями по доработке материалов к нему выстраивались очереди из начинающих авторов и маститых писателей.
Меня всегда поражало, как он, изменив или переставив буквально несколько слов в произведении, превращал его в яркий шедевр! Но только ли этим был ценен Лев Константинович Котюков для всего современного литературного процесса? Конечно же, нет!

Он родился в городе Орёл 9 января 1947 года. И, будучи подростком, поступил в Литературный институт им. А.М. Горького в 1965 году. На тот момент приём в такой ВУЗ говорил очень многое о человеке. Как известно, в те времена для поступления в творческие учебные заведения абитуриенты проходили значительный путь – ковать мастеров слова чаще брались из людей, за плечами которых уже имеется багаж житейских знаний. Но ведь опыт, увы, приходит лишь с возрастом. И, тем не менее, Льва приняли в университет в 1965-м году совсем молодым человеком.
Лев Константинович учился вместе с Николаем Рубцовым, Анатолием Передреевым, Юрием Кузнецовым, Юрием Гусинским и другими русскими поэтами. Это значительно отразилось на его творчестве, что прослеживается в травелогах и мемуарных записках, таких как знаменитая книга «Демоны и бесы Николая Рубцова», например. Примечательно, что руководителем его творческого семинара был Сергей Сергеевич Наровчатов, которого писатель тоже неоднократно вспоминал на бумаге в дальнейшем. Кстати, последний сыграл немаловажную роль в жизни Котюкова. Именно по рекомендации Наровчатова в 1982 году, Лев Константинович был принят в Союз писателей СССР. Но это было уже спустя 12 лет после окончания университета, которые Котюков провел на своей малой родине. В 1986 году он переехал поближе к столице, а в 2012-м, будучи уже маститым писателем, украсил и укрепил статус городка писателей – известное всем Переделкино. Однако до этого был проделан довольно длинный творческий путь. Например, в 90-е годы Льву Котюкову присуждали премии такие популярные издания, как журнал «Молодая гвардия» и «Литературная газета». Тогда Лев Константинович работал главным редактором издательства «Ниппур». А с 1997 года трудился главным редактором журнала «Поэзия». В 1999 году он был избран Председателем правления Московской областной организации Союза писателей России (МОО СП России), которую возглавлял до конца своих дней. Лев Константинович Котюков был отмечен за литературные труды Московской Патриархией и Патриархом Всея Руси Алексием Вторым. Он – первый лауреат Международной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1997), лауреат государственной премии I степени Центрального Федерального округа Российской Федерации (2006), Большой Литературной премии АЛРОСА — Союза писателей России и Акционерной компании «Алмазы России-Саха» (2012), премии им. Г. Р. Державина Республики Татарстан (2011), Московской областной губернаторской премии им. Р.Рождественского (2011), Всероссийских премий имени А. А. Фета (1996), А. Т. Твардовского (2000), М. Ю. Лермонтова (2003), Ф. И. Тютчева (2003), а также лауреат ещё более тридцати международных, Всероссийских и региональных литературных премий. За вклад в мировую культуру Лев Котюков был награждён орденом ЮНЕСКО «Крылатый лев». Имеет звание «Заслуженный работник культуры РФ».
Зачем все эти перечисления званий и регалий? Помню, как-то он сказал мне: «Серёжа, запомни, главная задача писателя – писать и издаваться!». А что подтверждает и скрупулезно документирует внимание читателя, как не звания, награды и публикации?

Когда я открыл издательство «Серебро слов», Лев был первым литературным гигантом, решившим поддержать это начинание. Он прислал свою новую рукопись и не попросил никакого гонорара. Свое решение аргументировал просто: «Жизнь долгая, еще сочтемся, а сейчас давай сделаем лучшее издательство современной поэзии в России!» И мы делали. Постепенно формировался костяк постоянных авторов, появлялись все новые и новые книги, в том числе и от самого Льва Котюкова. И эта его поддержка в начале стала определяющей на всем «жизненном пути» «Серебра слов» - ныне официального издательства Московской областной организации Союза писателей России.

О книгах Льва Котюкова хочу написать отдельно. По ним я учился и учусь, по сей день. Лев выполнял свою главную задачу – он постоянно писал. По моим подсчётам, не один десяток современных писателей, как и я, по праву считают его своим учителем и литературным наставником. Но еще больше людей повторяет его творческие находки. Осознанно или нет – судить сложно. Но разве мало авторов, которые пытаются писать «как Пушкин» в наши дни? Судя по публикациям на известных литературных порталах – тысячи! И делают они это по той причине, что выросли на произведениях великого поэта. Так может тот, кто заимствует что-то из творчества Котюкова, невольно рос на его произведениях? В конце концов, у Льва Константиновича было что почитать. И читали! И читают! Ответственно пишу об этом, так как тщательно отслеживаю продажи всех наименований в нашем издательстве.

Наверное, и сам я сформировался как писатель, благодаря постоянному общению со Львом Константиновичем. Каждую неделю, приезжая в редакцию, я внимательно слушал, как Лев разбирает стихотворения авторов, а когда довозил его после наших импровизированных творческих семинаров на машине в Переделкино, то, во время многочасовых пробок, получал от мастера ценнейшие советы о жизни и творчестве. Несколько лет такого общения с мэтром отечественной литературы я считаю подарком судьбы. Вот, вот она – та самая белая полоса, на которую я ступил случайно, однажды пройдя в фойе дома номер 50 на Большой Никитской и поднявшись по массивной лестнице в его кабинет!

Сегодня, осознавая минувшие события, я еще больше огорчаюсь тому факту, что так рано ушел из жизни Лев Константинович Котюков. Что он еще не рассказал, какими секретами мастерства не поделился? Он был не свидетелем великой эпохи, а ее непосредственным участником. Творческим соратником грандиознейших людей и идей XX столетия.
В последние годы писатель часто болел. Когда началась пандемия, Лев Константинович перестал приезжать в редакцию, следуя рекомендациям врачей. Мы, его ближайшие ученики, выполняли все его указания, которые он давал по телефону. И, несмотря на непростые времена, организация работала чётко и слаженно: журналы выходили в срок, книги издавались, и творческая жизнь не замирала ни на день. Я привык к ежедневным звонкам Льва. Начинал даже волноваться, если в какой-то день он решал не брать в руки трубку. На это мэтр всегда отшучивался: «Ну, чего я буду вам всем надоедать по телефону...». И, тем не менее, его звонка ждали. Каждый разговор с ним был беседой с человеком-эпохой. Подобно атланту он тянул за собой тот груз великого прошлого, передавая мудрость его героев даже невольно: через шутки, творческие замечания или просто сквозь призму свежих новостей.
До последнего дня Лев Котюков руководил, поддерживая всех членов Московской областной организации Союза писателей России словом и делом. И до последнего дня неотступно следовал своему кредо: писатель должен писать и издаваться.

Наша редакция успела сделать макет его новой книги «Метафизика Любви», Лев внёс последние правки, и мы подготовили файл для печати. Он торопил с подготовкой этой книги. Даже внося правки в текст, он будто относился к своему творчеству строже обычного. Быть может, Лев уже знал, что его ждет? Знал, чувствовал и как настоящий лидер оставлял эту дату в секрете.
День смерти Льва Константиновича Котюкова наступил слишком неожиданно. Второго сентября 2022 года в память врезался ранний утренний звонок Ларисы Черниковой и ее слова: «Льва Константиновича больше нет»…

Смерть, так же, как и рождение, — тайна природы. И подобно тайне природы, она нуждается не в могиле или памятнике. Она лишь дает возможность подвести черту, выяснить, что оставил после себя человек. А потому, куда важнее могилы память о человеке в сердцах и умах людей. Тот самый нерукотворный памятник, о котором писали Гораций, Ломоносов, Державин, Пушкин или Брюсов. Лев Константинович Котюков, вне всякого сомнения, его воздвиг.

Весь тот скорбный день я сидел, молился и перечитывал книги Льва Константиновича. Мне было необходимо хотя бы еще раз, пока голос учителя громко звучит в сердце, поговорить с ним на языке его поэзии. К вечеру написал такое стихотворение:
Ушёл Поэт, ушла эпоха,
До точки сжался календарь,
На сердце плохо, очень плохо,
Лишь за окном седая хмарь.
Ушёл Поэт, бунтарь и гений,
И осень всхлипнула дождём,
Прорвался свет, метнулись тени.
Уйдём. Мы все туда уйдём…
Ушёл Поэт, туда, где лучше,
Как лев, по-царски, напрямик.
И шлёт вослед молитвы лучик
Его скорбящий ученик.

Он остался с нами в своих книгах, дав всем нам возможность вновь и вновь прикасаться к вечному слову Мастера.
И вот уже два года с нами нет Льва Константиновича Котюкова. Но на самом деле он есть, ведь дело его живёт и развивается. Московская областная организация Союза писателей России, которую ныне возглавляю я, мощно работает согласно заветам Льва Котюкова. Мы, писатели Московской области, теперь не только пишем и издаёмся, но и, активно участвуем в общественной жизни нашей страны, переживающей непростое время специальной военной операции. Мы работаем с госпиталями и волонтерскими движениями, с людьми, попавшими в тяжёлые жизненные ситуации, поддерживаем молодых писателей, активно взаимодействуем со СМИ и так далее. Но, как говорится, это уже совсем другая история.… Одно могу точно сказать, в конце этого небольшого очерка о своём Учителе, что мне, спустя два года после его кончины, приятно и радостно вновь мысленно говорить ему (как я это делаю постоянно): «Дорогой Лев Константинович, организация живёт и развивается, мы Вас помним и любим, и следуем Вашим мудрым наставлениям, служа Слову и России!».

Автор: Сергей Антипов (Председатель правления МОО СПР)
Возраст: 12+

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.