Мастер слова из Бежецка

This article has photo gallery / Лица / Сергей Берсенев

 (photo: )

Казалось бы, очень просто написать о поэте Геннадии Викторовиче Иванове – тонкий лирик, уважаемый многими коллегами… Однако это будет поверхностное мнение, точнее говоря, не дополненное.

Когда я познакомился с ним на одном из мероприятий Союза писателей России (насколько мне не изменяет память – это было в «Экспоцентре», где делегация СП России читала стихи, посвящённые СВО), после короткой беседы у меня возникла к нему симпатия, о причинах которой я ещё не догадывался. Впоследствии же я стал невольно присматриваться и прислушиваться к нему.

После выступления Геннадий Викторович подарил мне книгу, написанную им вместе с замечательным поэтом Виктором Фёдоровичем Кирюшиным – «Нашим». Всё – по делу, всё пережито́е, всё пропущенное через себя. И военная тема, и философская лирика, и гражданская, и любовная… В данном случае я пишу именно о стихах Геннадия Викторовича, ни в коем случае не умаляя достоинств Виктора Фёдоровича.

Поездка на Всероссийский поэтический фестиваль «Дни Ахматовой», который проходил в Бежецке в июне этого года, позволила мне ещё глубже заглянуть в душу этого искреннего и доброго человека. Наблюдая со стороны во время его творческой встречи с любителями поэзии в Бежецком мемориально-литературном и краеведческом музее, я увидел Геннадия Викторовича совершенно другим – не заседающим в секретариате, не решающим важные задачи Союза писателей России, а человека, исповедующегося перед земляками (Г.В. Иванов родился 14 марта 1950 года в г. Бежецк Тверской области).

И без того сильные, проверенные временем, стихи заставляли аудиторию внимать его неторопливому голосу.
Он честен в каждой строчке. В стихотворении на тему Специальной Военной Операции, не раз выезжавший за «красную линию» он пишет:

Наши воины разные. Есть герои от Бога,
Есть обычные люди с печалью в глазах.
На войну, на войну всех уводит дорога
И приводит сюда, где и взрывы, и страх...

Здесь нет пафоса, нет громогласных трибунных лозунгов. Всё, как есть – из жизни. Не сомневаюсь, что, случись ему с автоматом в руках вместе с молодыми ребятами защищать нашу землю, он стоял бы до конца, воевал бы до Победы. В общем-то, что сейчас и делает, но сильным и мудрым словом. Или взять другие проникновенные строчки:

У блиндажа есть тоже позывной.
Весёлый позывной такой – «Бунгало».
Уже в лесу повеяло весной,
И как-то на душе печально стало.

Какое точное олицетворение! Обыкновенное фортификационное сооружение в трудную минуту оживает, становится солдатом, похожим на Василия Тёркина, потому что – весёлое, потому что имеет позывной, призывающий к скорой Победе и миру, несмотря трагические события.
Но поэзия Геннадия Викторовича не знает границ – лирические герои его произведений живут вопреки навязываемым извне правилам и законам. Они живут в ладу со своей совестью, они любят ближнего, они неотделимы от России.

В этом мире хорошо и плохо,
В этом мире грустно и светло.
Но какая б ни была эпоха,
А зимой за окнами бело.
Снег идет так чисто, благодатно,
Делает пушистым все кругом,
Черные закрашивает пятна,
На стекло садится мотыльком.
Снежный воздух радостен для внучки!
Мы пойдем по снегу погулять.
«Дедушка, возьми меня на ручки».
Снег, Россия, внучка – благодать!

А какова глубина строк вот таких строк? И есть ли возможность её измерить? Только с поэтом, по-настоящему любящем свою землю, будут разговаривать колосья, которые в конце своего пути станут хлебом.

Со мною разговаривает рожь.
Колосья шепчут, что уходит лето.
По сердцу зябко пробегает дрожь –
То дрожь любви из Нового Завета.

Да, он может быть закрытым для общения, если видит, что навязывающийся собеседник беден умом и пуст душой. Симпатичному же ему человеку он с радостью подарит улыбку.
Что касается литературы, творчества, звания «писатель»… Хочется процитировать самого Геннадия Викторовича: «Современный писатель, да, утратил сакральное значение. Есть такое ощущение, что эта сакральность как будто убрана какой-то высшей силой из современной литературы, да и вообще из современного искусства. И общегражданским форумом тоже не является, да. И не потому, что все стало коммерческим. Я думаю, что бывают такие периоды, когда «поле отдыхает», набирается сил. Ведь как оно плодоносило — в поэзии, например, в двадцатом веке! Чудо. А теперь набирается сил. Вся эта шушера отойдет потом, когда вдруг родится писатель-исполин, когда зазвучит снова русское слово во всю силу!».

Биография
Геннадий Викторович Иванов - российский поэт, первый секретарь правления Союза Писателей России, председатель исполнительного комитета Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами».
Геннадий Иванов родился в городе Бежецке Калининской (ныне Тверской) области. Родители родом из крестьян. Детские годы провёл в деревне Высочек Бежецкого района, учился в соседнем селе Градницы, где в доме-усадьбе Гумилевых располагалась начальная школа (теперь это Мемориальный литературный музей русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва). К бежецкой земле Геннадий сохранил привязанность и, переехав в столицу, в 2003 году выпустил книгу «Знаменитые и известные бежечане. От Алексея Аракчеева до Алексея Смирнова».
В отрочестве с семьей переехал на Кольский полуостров, в город Кандалакшу Мурманской области. К этому времени относятся дебютные стихотворные опыты в периодической печати - газета «Кандалакшский коммунист» опубликовала первую стихотворную подборку.
Служил в Советской армии, а по возвращении работал в районной газете. Окончил Московский политехникум, поступил в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, спустя некоторое время перевёлся на отделение Литературного института имени А. М. Горького, в 1977 году получил диплом об окончании.

Автор: Сергей Берсенев

Возраст: 12+

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.