Как молоды мы были
/ Социум / Иван Ступников

Газета - это не просто строки на бумаге. Это борьба, риск, упорство и порой - настоящее выживание. «Грань» прошла через запреты, пожары, угрозы и соблазны, но не сломалась. Потому что рукописи не горят. Горят редакции. А мы - остаёмся.
Рукописи не горят – горят редакции
За 35 лет коллектив газеты «Грань» преодолел много трудностей, которые сыпались на нас буквально с первых месяцев. После регистрации предприятия мы планировали издать газету в августе или в сентябре, но нам отказали в печати в родной раменской типографии. А московским крупных типографиям было просто невыгодно заключать с нами договор. У нас тираж- то всего 10 тысяч экземпляров. Приютила Коломна. Первый номер вышел в печать только 18 января 1990 года. Почти год мы работали, стремясь занять свою нишу на информационном рынке. Организовали подписку через почту, продавали ее в розницу через сеть «Союзпечати», распространяли в электричках. Поняли, что для устойчивого развития просто необходимо создавать свою сеть. Вскоре в городе Раменское появились киоски «Грани». Для этого пришлось осваивать смежные профессии, учиться торговать, искать поставщиков, что для журналистов было делом противоестественным и совершено незнакомым. Однако этот путь был выбран правильно.
В августе 1991 года, во времена ГКЧП, нас ошарашило известие из типографии. Нам сообщили, что приходили люди из соответствующих компетентных серьезных органов и печатать «Грань», как говорится, без суда и следствия, запретили. Пока мы выбирали тактику своих действий, изучали закон о печати, собирались писать письмо в прокуратуру, ГКЧП приказало долго жить. Газета с небольшой задержкой и трактовкой событий была отпечатана.
Следующее чрезвычайное происшествие случилось через несколько лет.
В ночь на восьмое марта 1995 года недоброжелатели устроили в редакции пожар. Этот факт был доказан. Правда, правоохранительным органам не удалось арестовать ни исполнителей, ни заказчиков, организовавших поджог. Рассматривались различные версии. Газета печатала немало критических материалов в адрес властей, поддерживала демократов, местную общественную организацию «Гражданская инициатива», которую возглавлял Андрей Жданов, и в то же время главным лейтмотивом ее публикаций был призыв к сохранению единства страны, о чем красноречиво говорили слова Рубцова - «Россия, Русь! Храни себя, храни…», печатавшиеся на первой полосе над заголовком издания.
Редакция располагалась на первом этаже пятиэтажного дома. Преступников не остановило даже то, что могли пострадать ни в чем неповинные люди.
Благо, пожарные приехали быстро и не дали огню перекинуться на соседние этажи. Но помещение редакции пострадало очень сильно. Кроме того, сгорели учредительные документы, ценные письма, оргтехника…
Утром после пожара, в пропахшей гарью редакции, сотрудники газеты собрались на кухне – единственном месте, где было тепло, где можно было даже попить чай, чтобы решить гамлетовский вопрос – быть или не быть газете! Все были в отчаянии. После такого происшествия и я не знал, как поступить в этой ситуации, что сказать сотрудникам.
Мой заместитель София Тараненко и ответственный секретарь Наталья Киселева, устав от мужских разговоров, версий о том, кто сжег редакцию, начали по женской привычке наводить порядок, носить в контейнер, установленный невдалеке от дома, остатки обгоревших столов, стульев, подшивок газет, залитых водой, обвалившуюся штукатурку. Молча к работе подключился весь коллектив. А уже через два дня с помощью партнеров в редакции были вставлены окна, завезены новые столы и стулья. Администрация, исполняя условия арендного договора, взялась отремонтировать одну из самых пострадавших комнат.
Типография, учитывая объективную ситуацию, пообещала на три месяца предоставить отсрочку платежей за печать газеты, и тем самым спасла ее. В буквальном смысле возродившееся из пепла издание продолжило выходить в свет, и о пожаре в редакции «Грани» стали быстро забывать. В эти лихие девяностые с журналистами случались совсем уж жуткие вещи. В Москве были убиты Влад Листьев, Дима Холодов. А в Жуковском сжег себя редактор газеты «Современник» Игорь Савин. Я поддерживал дружеские отношения с этим общительным и веселым парнем, часто заезжавшим в «Грань», чтобы посоветоваться с более опытными коллегами. А иногда мы встречались у газетного киоска.
- Когда ты выйдешь на солидный уровень, перестанешь таскать коробки с газетами, как будто ты не главный редактор, а развозчик прессы? - подкалывал он меня. – Глядя на твои мытарства, я пошел другим путем. Пригласил в учредители газеты несколько руководителей крупных предприятий. Одним махом решил все финансовые проблемы. Для них отстегнуть по миллиону рублей в год – копейки. И причем, никто не вмешивается в дела редакции. Поступи так же, и заживешь по-другому. Я вот уже машину новую купил для фирмы, пару классных компьютеров, лазерный принтер А3, - хвалился он.
Мы о такой технике только мечтали. Но я уже был стреляным воробьем. Имел за плечами изматывающие разборки с соучредителями по студии, когда все решало большинство голосов и доказать правоту было очень сложно. Поэтому, как мог, пытался вразумить своего товарища.
- Игорь, поверь мне, никто просто так в тебя деньги вкладывать не будет. Ты просто наивный человек, и я прошу тебя быть осмотрительнее, не ввязывайся в рискованные авантюры, - в свою очередь говорил я ему.
И напрасно Савин пренебрег советом старшего товарища. На первых же выборах главы авиаграда произошло то, что и должно было произойти. Игорь, не посоветовавшись со своими партнерами, заключил договор с одним из кандидатов на пост главы. Когда в газете пошли материалы против их протеже, разразился скандал. Игоря сняли с редакторов, избрали другого. В знак протеста Савин поджег себя у входа в городскую администрацию – пытался таким образом привлечь внимание властей к этому событию. Говорят, хотел попугать, а закончилось плачевно. Ожоги оказались смертельными.
Кирпичик в фундамент свободной прессы
В таких вот непростых условиях делала первые шаги альтернативная пресса, кроме вышеуказанных проблем, решая текущие дела, связанные с подготовкой издания, сбором материалов, распространением, постоянно испытывая недостаток финансов и страх стать банкротами.
Принято считать, что российские журналисты, как, впрочем, и все другие – поголовно народ продажный. Мол, ради денег, идут на все. Наш многолетний опыт работы в прессе позволяет утверждать, что такие категоричные заявления хромают. Да, чтобы выжить, своевременно платить сотрудникам хоть мизерную зарплату, издавать газету по графику приходилось вертеться, ловчить, порой, нагло врать партнерам, под всякими предлогами переносить время погашения долгов. Человеку, а тем более предпринимателю, руководителю предприятия, попадающему в жестокую нужду, трудно удержаться от неблаговидных поступков, жить, ни на йоту, не отступая от законов. Но нам каким-то образом удалось избежать главного – никогда издание не брало взяток за черный пиар в газете и не продавало Родину за иностранные гранты.
А искушений хватало. В начале девяностых годов в редакцию пришло письмо из посольства США с очень выгодным предложением – организовать доставку газеты в библиотеку Конгресса, сотрудничать в области расширения гласности, и развития демократии, учебы журналистов газеты на семинарах и симпозиумах с возможным получением грантов. Все было обставлено невинно, корректно.
Истинная цель предложения – взять издание под контроль и оказывать на него влияние - маскировалась благими деяниями в интересах России и журналистов.
Письмо было зачитано до дыр. Сразу же возник вопрос, как в посольстве США узнали про нашу небольшую межрайонную газету? Разгорелись дискуссии, как поступить, что ответить американцам, которые после развала СССР зачастили в нашу страну, казалось, что холодная война позади, и у нас с ними сложились чуть ли не братские отношения.
В те времена местные независимые газеты практически были предоставлены сами себе, и их слабое экономическое положение не давало шансов уцелеть. Министр РФ по печати и средствам массовых коммуникаций Михаил Никифорович Полторанин, неоднократно приглашавший меня, как и других редакторов региональных газет, для собеседования, обобщения главных проблем, мешающих их развитию, не раз говорил: «Продержитесь пару лет. Районные газеты мы упраздним, так как они находятся в полной зависимости от местной власти. Будем делать ставку на альтернативные издания, финансировать вас».
Проходили годы, но обещанной кардинальной реформы в области СМИ не происходило. А тут тебе наши американские друзья-товарищи прямо в руки дают тарелочку с голубой каемочкой, на которой лежит ключик от всех проблем. Подписывай договор, работай с фондом, предложенным посольством, и в ус не дуй.
Согласитесь, заманчивое предложение? Но редакция «Грани», увязшая в долгах, как в шелках, нашла в себе силы отказаться от сотрудничества с янки и не выполнять их рекомендации.
Кто-то из журналистов написал прикольное письмо для отправки в посольство, суть которого сводилась к тому, что мы, мол, сначала желаем побывать в библиотеке конгресса США, чтобы самим ознакомиться с условиями хранения печатной продукции, а уж потом обсудим вопросы о доставке нашей газеты в конгресс и о заключении договора.
К сожалению, письмо из американского посольства и ответ тоже сгорели во время пожара.
Продолжение следует.
Автор: Иван Ступников
Возраст: 12+
Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.