Учитель и художник
/ Социум / Елена Миронова
15 июня 2025 года в музее города Раменское произошло знаменательное событие: здесь собрались художники, выходцы из «Народной» студии Владимира Ильича Пантелеева, чтобы отметить столетний юбилей любимого учителя.
Много добрых слов сказали о нём Ольга Карелина, Геннадий Терехов, Александр Бугаев, Лариса Тенякова, Сергей Кушнир, Владимир Кирьянов и Пётр Гордеев. А Лариса Бирюкова прислала в подарок всем присутствующим книгу «Бестселлер 2025», в которой есть и её рассказ о Владимире Ильиче.
Ценный подарок музею сделала ещё одна ученица – Елена Совкова. Она принесла в дар два этюда Владимира Пантелеева: «Опушка леса» и «Разлив», которые столько лет бережно хранила. Когда-то сам мэтр разрешил ей выбрать любые его работы на память. И вот теперь они будут выставлены на всеобщее обозрение.
Родился Владимир Пантелеев в Ставрополье 15 июня 1925 года, окончил семилетку в городе Ленинграде, а ещё музыкальное училище по классу баяна. А затем был художественно-графический факультет Московского художественного училища «Памяти 1905-го года».
Воевал на 2-м Дальневосточном фронте, награждён Орденом «Отечественной войны II степени»
Более 50 лет он руководил художественной изобразительной студией в ДК Воровский города Раменское, которая получила почётное звание «Народной».
С 1974 года Владимир Ильич стал Членом Союза художников СССР.
Вместе с воспитанниками принимал участие в выставках различных рангов, и сам провёл более двадцати персональных выставок. Произведения художника находятся в частных коллекциях Японии, Германии и других стран.
Всесоюзную известность получила его картина «Регулировщица», которая экспонировалась в Манеже на выставке, посвящённой 30-летию Победы, а потом украшала обложку журнала «Огонёк».
За полвека своей творческой и педагогической жизни Владимир Ильич Пантелеев выпестовал больше ста великолепных художников. Уже четверть века, как нет его с нами, а воспитанники вспоминают своего наставника добрыми и благодарными словами.
Ученики об учителе
Лариса Васильевна Бирюкова, член СХ России:
– Все величали Владимира Ильича Пантелеева по имени-отчеству, вкладывая в его имя и тот, большевистский, и настоящий смысл, что он с нами рядом и может ответить с юмором на любой профессиональный вопрос, а главное, показать, как надо и как можно по-новому увидеть натуру.
Однажды был в студии такой разговор. Кто-то спросил из окружающих: «Что бы ты стал делать, если бы, допустим, осталось всем три дня жизни на земле?» Каждый ответил: «Приехал бы в студию – работать». Сейчас, спустя 30 лет, понимаю, какая огромная семья художников выросла за 50 лет существования студии.
На уроках с детьми и взрослыми ловишь себя на том, что та или иная фраза – из лексикона учителя. «Дерево надо пропеть в пейзаже», - так говорил Ильич. Так он передал нам своё мастерство и талант. Как надо было любить людей, и, в частности, пенсионеров, чтобы часами объяснять истины, которые усвоили даже некоторые дети!
Ольга Анатольевна Карелина, художник:
– Тому уже больше 20-ти лет, как нет с нами этого удивительного человека, педагога и народного художника СССР Владимира Ильича Пантелеева, а всё кажется, будто это было вчера. Снова видится, как он, ровно в девять утра, стремительно врывается в нашу изостудию при ДК имени Воровского: пальто или куртка расстёгнуты, волнистые длинные волосы развеваются, а глаза улыбаются каждому ученику, взявшему в руки кисть или карандаш.
Помню Владимира Ильича в 70-е годы – молодым и весёлым. Я тогда готовилась поступать в Строгановку, и очень часто приходила к нему на занятия. Так вот: приходил-то он в 9-00, а уходил в 21-00. Иногда же, когда ученики хотели продолжать творческий процесс, задерживался и до 22-х часов. Подумалось о его жене и детях с некоторой жалостью, ведь он был всё это время не с ними, а с нами – молодыми, наглыми и эгоистичными.
Валентин Михайлович Кудряшов, поэт, художник и фотограф:
– Я учился в 4-й Раменской школе, в здании которой находился тогда Дом пионеров. Здесь успешно существовала изостудия, и её руководителем был интересный человек и талантливый художник, фронтовик и педагог Владимир Ильич Пантелеев. Именно у него довольно серьёзно начинал я своё обучение.
Позже Владимир Ильич продолжал своё наставничество уже в помещении ДК имени Воровского, куда вместе с ним перешли и мы, его воспитанники. Многие наши земляки, впоследствии ставшие художниками, вспоминают его с большой теплотой. Я тоже помню, каким он был. Помню, что внешностью Владимир Ильич обладал мощной, убедительной настолько, что в нём можно было увидеть одновременно и Репина, и Гоголя. Это был человечище с гривой волос. Ни дать, ни взять – лев.
Владимир Ильич был нашим наставником не только в живописи, но и в жизни, ведь многие из нас в послевоенное время росли без отцов.
Тенякова Лариса, художник:
– Я пришла в студию в возрасте 15 лет. Очень стеснялась. Встретил меня красивый мужчина с длинными волосами. Он всё время в Воровском находился в мастерской. Владимир Ильич помогал мне работать разными техниками: темпера, гуашь и масло. Он мастер по маслу. Это серьёзная техника, а он мне показал, в чём его сила. Дипломную свою работу я тоже делала в студии, и мой любимый учитель мне очень сильно помогал и советом, и кисточкой.
Помню наши поездки на природу: писали в разных парках и беседку в Быково. Это было одно из любимых мест нашего учителя. Писали разлив на реке Нерской: вода, деревья, небо отражается. Были в городах: Ростов, Ярославль, Загорново, Суздаль, Владимир, Переславль-Залесский Боголюбово, Таллин и Новый Иерусалим (тогда ещё в развалинах). Нас в то время в изостудии было человек 60. Дружные были.
Терехов Геннадий Михайлович, член СХ России:
– Ещё мальчишкой я начал искать свой путь в жизни и попал в изостудию Владимира Яковлевича Бодрунова. После его ухода, неизвестно было, что делать дальше, если бы не судьбоносная встреча с Владимиром Ильичом Пантелеевым. Это был мой второй педагог, повернувший судьбу в русло всей моей жизни, и работа под началом мастера стала для меня трамплином в будущее.
Через год, уже в составе группы художников во главе с руководителем, я совершил свою первую значительную поездку на Урал. Нас было всего человек десять. Это был уникальный опыт создания этюдов на пленэре среди сказочных Баженовских мест. Несколько палаток среди нетронутой природы и пышной растительности, леса, с множеством грибов и ягод – всё казалось волшебным и таинственным. Меня манила неповторимость красот родной земли. И всё это благодаря мудрому посылу Владимира Ильича. Где только потом я не бывал, Дагестан, Самарканд, Грузия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, а также Байкал и Соловки, Краснодар и Заполярье, Крым и Новороссийск, Мурманская и Архангельская области.
Бугаев Александр Тихонович, член СХ России:
– Владимир Ильич Пантелеев внушал нам, что первый признак талантливого человека – уметь сомневаться и постоянно работать над собой.
Советский период нашего становления, как художников, был хорош тем, что мы учились друг у друга. А в студию приходили и дети, и взрослые. Наше чувство искусства и творчества было искренне и неподдельно. Мы были добродушными и открытыми, где-то даже наивными. Вот в чём было достоинство того времени. Душевные, откровенные, любящие люди, объединённые одной общей идеей – и это осталось в наших венах.
Наш любимый учитель всегда встречал нас с распахнутой душой и открытым сердцем. Мы могли сидеть с ним допоздна. Там и ели, и чай пили, кто-то даже и отдыхать мог. Приходили, просто писали и были счастливы. Он не главенствовал, унижая, а лишь направлял и советовал – мудро и чётко.
Зимин Евгений Викторович, член СХ России:
– Первая моя работа, которая попала на выставку самодеятельных художников в Московском Манеже, была написана в 16 лет с помощью наставника Владимира Ильича Пантелеева. Было это в 1961 году. На картине были изображены женщины, высаживающие рассаду в глубокие парники с откинутыми на землю застеклёнными рамами. Вот только название запамятовал. И правда – когда это было! И работа не сохранилась. Однако, именно она была первой «ласточкой».
В 1963 году произошло ещё одно замечательное событие в моей жизни: я отправился в поездку на Урал, куда «студийцы» решили ехать на этюды. На фотографии тех лет вместе с руководителем Владимиром Пантелеевым запечатлелись лица моих коллег по художественному делу: Геннадия Терехова, Станислава Ракитина, Владимира Потапова и других. Наш наставник навсегда привил нам эту жажду к поездкам, желание смотреть и видеть, а главное – работать, писать так, чтобы успеть запечатлеть красоту нашего мира.
Наследие мастера
Великолепные картины великого наставника и его учеников много десятилетий удивляют и радуют, поражают и учат, заставляя сопереживать увиденному: грустить и улыбаться, плакать и смеяться, видеть и думать о том, как прекрасен мир и как талантливы те, кто умеет запечатлеть эту красоту. Это видно из многочисленных отзывов, это читается на лицах людей. Появились и те, кто дарит картины нашему музею, такие, как Андрей Вячеславович Буханов. Недавно он случайно нашёл ещё один этюд Владимира Пантелеева под названием «Суздаль» и собирается в честь 100-летнего юбилея знаменитого художника передать его в дар, как и несколько работ Александра Бугаева, одного из первых «пантелеевцев».
Вот такая получилась история с огромным множеством продолжений.
Автор: Елена Миронова
Возраст: 12+

Всего Комментариев - 0
Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.