Людмила Слизова: «Патриотизм – это естественный процесс»

/ Культура / Августина Матвиенко

 (photo: )

Мужчина в возрасте медленно шел вдоль поля. По правую руку от него был лес с редкими березками и кустарниками, а слева, среди колосящейся не ветру травы, изредка проскакивали сиреневые и белые головки полевых цветов. Мужчина специально надел грубые резиновые сапоги, потому что земля еще не высохла после вчерашнего ливня и кое-где приходилось с досадой месить грязь. Птичья перекличка, порхание белых и хрупких бабочек, а то и жужжащий толстый шмель, порой отвлекали идущего от грустных мыслей. И все же память не подводила: вот отметина на березе от осколка снаряда, а здесь, слева – овраг, из которого резко пришлось отражать атаку. Посмотрел вокруг и зажмурился от слепящего солнца – лето было в самом разгаре. И вдруг споткнулся о корягу, не заметив ее в грязи. Пригляделся и понял, что торчит из земли блестящий кусок металла. Поддел его сапогом посильнее, очистив от липкой земли и достал полукруглую емкость – солдатский котелок.
Эта находка до сих пор хранится в Раменском историко-художественном музее вместе с другими атрибутами значимых и великих сражений за нашу Родину. В музее работает постоянная экспозиция под названием «На страже границ Отечества». В преддверии главного праздника страны - Дня Победы – стоит привести сюда школьников, чтобы наглядно показать детям историю защиты Руси от многочисленных захватчиков.
Людмила Анатольевна Слизова, директор Раменского историко-художественного музея, рассказала нам о самых интересных экспонатах выставки периода Великой Отечественной войны, а также о том, как личные вещи могут стать частью музейных экспозиций. В беседе коснулись мы и темы патриотического воспитания школьников.
- Как удалось сохранить во время войны то, что сейчас представлено в музее?
- Очень сложно, много документов было уничтожено. Музей комплектовал большой фото- и документальный фонды. Изначально в музее были вещи, характеризующие дворянский быт, но нужно было показывать посетителям историю всех классов и, в первую очередь, рабоче-крестьянскую. Поэтому собиралось очень много документов, в том числе характеризующих деятельность партийных лидеров. Когда враг приблизился к Москве, вышло постановление и документы приходилось просто сжигать. Сестра первого директора музея Ольги Александровны Охлебининой писала об этом в своем дневнике. Конечно, они провели гигантскую работу по сбору экспонатов, и во время войны старались спрятать в подвал картины и какие-то редкие вещи, чтобы их сохранить. Нам повезло, ведь музей раньше находился в церкви, где подвал отапливался и использовался как фондохранилище. Во время бомбежки города стены храма, возведенного в начале 18 века, выдержали, но обрушений все равно боялись. Так что на сегодняшний день нет документальных подтверждений тому, что какие-то экспонаты пострадали во время войны, кроме документов и фото-фонда.
Сейчас у нас фондохранилище находится на втором этаже, кроме того появились два дополнительных выставочных зала и есть сквозная галерея, которую мы также используем для экспозиций.
- Есть ли у вас в музее любимые экспонаты?
- Вы меня застали врасплох этим вопросом, все любимые. Например, мне приятно находиться в зале дворянской культуры, это очень близкая мне тема. В зале, который посвящен событиям Великой Отечественной войны тоже есть трогательные вещи. Например, гимнастерка, которая была передана нам ветераном - в ней он прошел практически всю войну. Есть сапоги, в которых солдат вошел в Берлин, и этим они были памятны. Он хотел, чтобы эта вещь сохранилась и впоследствии донесла потомкам радость от победы и рассказала о тяжести военных событий. Почему очень мало военной одежды сохранилось? Из-за бедности и из-за сложных условий жизни, ведь отдать в музей сапоги тогда означало остаться босиком.
У нас есть котелок с интересной историей. Ранее здесь работала директором Татьяна Васильевна Андреева, а ее папа, Василий Кириллов, был ветераном войны. Уже в мирное время он поехал в места боевых сражений и шел по тропинке, вспоминая. В какой-то момент он увидел на земле блестящий предмет и выкопал оттуда котелок. Перевернув находку, бывший солдат увидел свои инициалы «В.К.» и вмиг ожили в нем воспоминания: за несколько мгновений до начала сражения у солдат был обед, но начался обстрел и в котелок попал осколок снаряда. Надо было бежать, приступать к обороне, поэтому солдат бросил свой дырявый и уже никуда негодный котелок. Спустя годы Василий Кириллов приехал на это место и случайно нашел его! Как такое вообще возможно? Я сейчас вам рассказываю все это, и меня пробирает до мурашек. Так что мне сложно выделить любимые экспонаты, а предметов, с которыми связаны вот такие истории, у нас много. И это очень трогательно.

- Как личная вещь может стать экспонатом музея?
- У нас практически нет статьи расходов на комплектование, поэтому, в основном, мы живем дарами и очень благодарны нашим дарителям. Дорогие вещи люди дарят очень редко, но бывает и такое. В прошлом году нам передали коллекцию картин одного из художников, который много писал на своей даче в Удельной. Таким образом наша коллекция живописи пополнилась на 10 работ. Но все же больше дарители приносят нам предметы бытового плана. Что касается их музейной ценности, то раньше существовало ограничение по возрасту вещи – 100 лет. Сейчас срок сократили до 50 лет, и все зависит от того, что это за вещь, типовая она или уникальная. В каждом музее есть экспертно-фондово-закупочная комиссия, которая решает, брать предмет в музей или нет. На одной из таких комиссий мы недавно рассматривали вопрос, брать ли нам перешитый полушубок из овчины 50-60 годов. Стали разбираться, связались с хозяйкой и попросили рассказать, для чего его перешивали. Оказалось, что владелица работала на железной дороге и им выдавали такую униформу, а ей, как молодой женщине, хотелось хорошо выглядеть. Поэтому она отвезла два полушубка в ателье, где ей сделали красивое пальто из овчины. Имеет ли эта вещь значение для музея? В итоге мы пришли к тому, что перешивка форменной одежды в повседневную – признак и основное веяние того времени. Это делали все, потому что не хватало вещей, особенно после войны. Такая перешивка была жизненной необходимостью и это целая веха в истории. Вот почему пальто из овчины займет достойное место в собрании музея, олицетворяя свое время. Таким образом в наши экспозиции попадают личные вещи. В последнее время их даже не приносят, а сначала присылают фото на почту, это очень удобно. Недавно нам так предложили картину известного художника, оформителя и декоратора в технике, для него несвойственной.
- Скажите, с какого возраста школьникам лучше приходить в музей, чтобы им было интересно?
- Дети, которые посещают музеи с первого класса, отличаются от тех, кто впервые приходит в 5 классе. Надо начинать с 1 класса, но очень обдуманно, не с обзорной экскурсии - многие учителя совершают эту ошибку. Конечно, экскурсовод ведет детей по музею, но не может выдать уникальный материал за это время.
У нас есть специальная программа «Первое знакомство с музеем», которую разработал наш ведущий методист. В интерактивной форме у школьников проходит знакомство с тем, что такое музей и чем он занимается, как тут можно себя вести, а как нельзя, для чего люди приходят сюда и так далее. Некоторые учителя берут программу в качестве внеурочной деятельности, и дети проходят ее с 1 по 4 класс. Иногда классы даже закрепляют за собой музейного сотрудника в качестве куратора, с которым дальше работают. После начальной школы к нам приходят редко, а старшеклассники не заглядывают в музей совсем. И это тоже беда. Она существует на уровне школ, потому что классному руководителю не до этого, у него своя нагрузка. То есть у нас есть система дополнительного образования для начальной школы, а дальше ее нет, вся выстроенная цепь разрывается. Если говорить про патриотическое воспитание, то первоклассникам об этом как раз рассказывать не надо, а подросткам уже никто не объясняет, ведь про войну мы вспоминаем только к 9 мая. Систему передачи информации надо правильно выстраивать, чтобы потом не сетовать на нашу молодежь. Не помню, кто сказал, но я согласна с этим: «Если на государственном уровне начинают появляться патриотические программы, то в обществе что-то не то». Патриотизм - это естественный процесс, он должен быть вплетен в канву любого школьного предмета и в любую учебную деятельность. Например, сейчас всюду проводится «День двора» с песнями и плясками. Но ведь этот двор находится в большом городе, и бережное отношение к Родному краю не вырастет только из песен и плясок.
- Знаю, что сейчас не только школьники посещают музей, но и сотрудники музея приходят в школы. Это так?
- Да, у нас есть специальные программы. В принципе все лекции, которые мы читаем, можно проводить как выездные. Если под какой-то класс надо разработать индивидуальную программу, мы готовы включиться в это, просто потребуется чуть больше времени.
Беседовала Августина Матвиенко

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.